КОРПОРАТИВНОЕ И ESG-УПРАВЛЕНИЕ











Принцип 1. Бизнес должен поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека.
Принцип 3. Бизнес должен поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров.
Принцип 8. Бизнес должен предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
Принцип 10. Бизнес должен противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Система корпоративного управления
Система корпоративного управления КМГ основана на уважении прав и законных интересов акционеров и ключевых заинтересованных сторон, включая государство, стратегических партнеров, контрагентов, инвесторов, сотрудников, муниципалитеты, местные сообщества и жителей регионов присутствия Компании.
Корпоративное управление КМГ постоянно совершенствуется с учетом казахстанских и международных стандартов, а также лучших практик. Важным элементом системы является интеграция принципов устойчивого развития, что способствует долгосрочному созданию ценности, эффективному управлению рисками и учету экологических, социальных и управленческих (ESG) факторов в стратегических и операционных процессах.
Структура корпоративного управления
Система корпоративного управления КМГ включает в себя следующие органы:
- Общее собрание акционеров – высший орган, определяющий стратегическое направление деятельности Компании.
- Совет директоров – орган управления, подотчетный Общему собранию акционеров, обеспечивающий общее руководство деятельностью Компании.
- Комитеты при Совете директоров – специализированные органы, обеспечивающие рассмотрение и подготовку решений по ключевым вопросам:
- Комитет по назначениям и вознаграждению – отвечает за кадровую политику, систему оплаты труда и развитие персонала.
- Комитет по стратегии и управлению портфелем – занимается вопросами стратегического развития, инвестиционной политики и трансформации бизнеса.
- Комитет по аудиту – осуществляет контроль за финансовой отчетностью, внутренним контролем и управлением рисками.
- Комитет по безопасности, охране труда, окружающей среде и устойчивому развитию – обеспечивает интеграцию принципов устойчивого развития и контроль за экологическими и социальными аспектами деятельности.
- Правление – исполнительный орган, подотчетный Совету директоров, отвечающий за оперативное управление Компанией.
- Служба внутреннего аудита – независимый орган контроля, подотчетный Совету директоров, оценивающий систему внутреннего контроля и управление рисками.
- Корпоративный секретарь – независимое должностное лицо, обеспечивающее реализацию и контроль корпоративного управления.
- Служба комплаенс – орган, подотчетный Совету директоров, контролирующий соблюдение антикоррупционных норм и принципов деловой этики.
- Омбудсмен – консультирует сотрудников и содействует урегулированию трудовых споров и вопросов деловой этики.
Состав совета директоров
По состоянию на 31 декабря 2024 года в состав Совета директоров КМГ входят:
- Бердигулов Ернат Кудайбергенович Председатель Совета директоров, представитель АО «Самрук-Қазына»
- Хасенов Асхат Галимович Исполнительный директор, председатель Правления КМГ
- Холланд Филип Малкольм Независимый неисполнительный директор
- Карабалин Узакбай Сулейменович Неисполнительный директор, представитель АО «Самрук-Қазына»
- Отыншиев Елжас Муратович Представитель АО «Самрук-Қазына»
- Жубаев Арманбай Сапарбаевич Независимый неисполнительный директор
- Аргингазин Арман Ануарбекович Независимый неисполнительный директор
- Мыншарипова Сая Найманбайкызы Независимый неисполнительный директор
- Шакиров Аскар Оразалиевич Независимый неисполнительный директор
СТРУКТУРА СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ, ЧЕЛ.

НЕЗАВИСИМОСТЬ
Совет директоров соответствует требованиям Кодекса корпоративного управления по количеству независимых директоров, их доля составляет более 50 % от общего состава. Все Комитеты Совета директоров возглавляются независимыми директорами, а его председателем является представитель АО «Самрук-Қазына».
Баланс компетенций
В составе Совета обеспечен баланс компетенций, опыта и профессиональных знаний, что способствует принятию объективных и эффективных решений в интересах КМГ и с учетом принципов устойчивого развития.
Срок полномочий
Срок полномочий Совета директоров составляет три года. Переизбрание членов на срок свыше шести лет подряд возможно при особом рассмотрении. Независимый директор не может избираться в Совет директоров более девяти лет подряд. Избрание на срок до 9 лет допускается в исключительных случаях.
Порядок выдвижения и отбора кандидатов в члены Совета директоров
Процесс выдвижения и отбора кандидатов в Совет директоров регулируется Уставом КМГ и нормативными документами, обеспечивая принципы прозрачности, справедливости и профессионализма.
Кандидаты отбираются Общим собранием акционеров совместно с председателем Совета директоров и председателем Комитета по назначениям и вознаграждению. Они должны обладать необходимыми знаниями, навыками и опытом для эффективного управления, способствовать долгосрочному развитию Компании и иметь безупречную деловую репутацию.
В соответствии с Политикой обеспечения преемственности членов Совета директоров АО НК «КазМунайГаз» и назначения, и планы преемственности должны основываться на заслугах и объективных критериях и в этом контексте должны способствовать разнообразию гендерного, социального и этнического происхождения, когнитивных и личных сильных сторон.
Председатель и члены Совета директоров избираются Общим собранием акционеров. Независимые директора назначаются в соответствии с Правилами формирования советов директоров, утвержденными АО «Самрук-Қазына».
В соответствии с корпоративными нормами и нормами законодательства председатель Правления не может быть избран председателем Совета директоров.
Развитие навыков Совета директоров
Члены Совета директоров регулярно совершенствуют свои профессиональные навыки, включая управление экономическими, экологическими и социальными аспектами. Комитет по назначениям и вознаграждению анализирует баланс компетенций и знаний, обеспечивая их соответствие стратегическим целям Компании. Информация о проведенном обучении обновляется на веб-сайте КМГ.
Деятельность Комитета по безопасности, охране труда, окружающей среды и устойчивому развитию в 2024 году
В 2024 году Комитет по безопасности, охране труда, окружающей среды и устойчивому развитию (КБОТОСУР) провел 10 заседаний, на которых рассмотрел 55 вопросов, связанных с внедрением принципов устойчивого развития в КМГ.
Основные направления работы Комитета:
- Руководство интеграцией устойчивого развития в ключевые бизнес-процессы КМГ.
- Контроль за реализацией стратегий и инициатив в области ESG.
- Мониторинг охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
- Разработка и утверждение внутренней документации и планов мероприятий по устойчивому развитию.
Ключевые вопросы повестки дня Комитета в 2024 году:
- Отчеты по вопросам охраны труда, промышленной безопасности и экологии.
- Реализация Программы низкоуглеродного развития КМГ на 2022–2031 годы.
- Оценка ESG-рейтинга Компании и мероприятия по его улучшению.
- Внедрение системы устойчивого развития в бизнес-единицах КМГ.
- Вклад Компании в достижение Целей устойчивого развития ООН.
- Разработка и утверждение Программы низкоуглеродного развития КМГ до 2060 года.
- Анализ значимых инцидентов, связанных со здоровьем, безопасностью и промышленными рисками.
Комитет рассмотрел и одобрил Отчет об устойчивом развитии КМГ за 2023 год.
В работе Комитета регулярно принимали участие должностные лица и сотрудники КМГ, а выработанные Комитетом рекомендации были приняты Советом директоров.
Оценка деятельности Совета директоров
Совет директоров, его комитеты и члены проходят ежегодную оценку в соответствии с Кодексом корпоративного управления КМГ. Раз в три года привлекается независимый консультант.
В 2024 году была проведена самооценка членов Совета директоров по итогам 2023 года, включавшая анализ состава, процессов и поведения. Результаты обсуждались на заседании Совета директоров, в ходе которого определены области для совершенствования, включая вопросы разнообразия и преемственности. На их основе разработан План мероприятий по улучшению работы Совета директоров.
В декабре 2024 года было принято решение о проведении в 2025 году внешней оценки, охватывающей Совет директоров, его комитеты, председателя, членов Совета директоров и Корпоративного секретаря. Оценка будет включена в диагностику корпоративного управления КМГ и аудит эффективности системы внутреннего аудита. В первом квартале 2025 года подготовлена техническая спецификация на закупку консультационных услуг, рассмотренная профильными комитетами и Советом директоров.
Вознаграждение
Вознаграждение Совета директоров
Размер вознаграждения членов Совета директоров КМГ устанавливается решением Общего собрания акционеров и выплачивается независимым директорам и представителям АО «Самрук-Қазына». Оно фиксировано и определяется с учетом масштаба деятельности Компании, обязанностей и стратегических целей.
Подход к вознаграждению соответствует Правилам по формированию составов Советов директоров/Наблюдательных составов компаний АО «Самрук-Қазына» и ориентирован на привлечение и удержание квалифицированных специалистов. В 2024 году КМГ не привлекал внешних консультантов для определения вознаграждения.
Комитет по назначениям и вознаграждению рассматривает вопросы вознаграждения по мере необходимости, в том числе в рамках оценки эффективности Совета директоров.
Вознаграждение Правления
Совет директоров КМГ определяет политику вознаграждения и порядок оценки эффективности деятельности членов Правления КМГ в соответствии с Корпоративным стандартом по управлению человеческими ресурсами Группы компаний АО «Самрук-Қазына».
Вознаграждение по итогам работы за год выплачивается членам Правления по результатам оценки эффективности деятельности с целью мотивации на достижение стратегических и приоритетных целей, выраженных в измеримых, взаимосвязанных, логически выстроенных и сбалансированных картах мотивационных КПД. Карта мотивационных КПД состоит из корпоративных и функциональных КПД.
Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с формированием эффективной и прозрачной системы вознаграждения, создан Комитет по назначениям и вознаграждениям Совета директоров.
Состав правления
В состав Правления КМГ на конец 2024 года входили:
Хасенов А.Г. |
Председатель Правления |
Исказиев К.О. |
Первый заместитель председателя Правления |
Брекешев С.А. |
Заместитель председателя Правления (газовые проекты и низкоуглеродное развитие) |
Абайылданов Б.К. |
Заместитель председателя Правления (разведка и добыча) |
Балыкбаев Р.А. |
Заместитель председателя Правления (крупные нефтегазовые проекты) |
Магауов А.М. |
Заместитель председателя Правления (переработка нефти и нефтехимия) |
Закиров Б.К. |
Заместитель председателя Правления (транспортировка нефти и международные проекты) |
Абдулгафаров Д.Е. |
Заместитель председателя Правления (стратегия, инвестиции и развитие бизнеса) |
Арысова Д.А. |
Заместитель председателя Правления (экономика и финансы) |
Лавренов В.С. |
Заместитель председателя Правления (правовое обеспечение и корпоративная безопасность) |
Информирование Совета директоров о критически важных вопросах
Совет директоров КМГ получает регулярные отчеты о деятельности Компании, охватывающие ключевые стратегические, финансовые и операционные аспекты, а также информацию о критически важных проблемах. В их число входят:
- Отчет председателя Правления – о ключевых изменениях и общей деятельности Компании.
- Финансовые и операционные отчеты – о предварительных результатах, инвестиционных проектах и реализации стратегии.
- Отчеты по охране труда и экологии – включая информацию о существенных инцидентах и мерах по их предотвращению.
- Отчеты о рисках и корпоративном управлении – выполнение решений Совета директоров, отчеты комитетов и анализ корпоративных сделок.
В случае неотложных вопросов, включая финансовые показатели, критические инциденты или оперативную ситуацию в КМГ, Совет директоров информируется незамедлительно.
Конфликт интересов
Регулирование конфликта интересов в КМГ осуществляется в соответствии с Политикой по урегулированию конфликта интересов и Кодексом деловой этики, утвержденными Советом директоров.
Каждый сотрудник и должностное лицо Компании несет ответственность за соблюдение требований данной политики. При приеме на работу, назначении или переходе на новую должность проводится обязательное раскрытие информации о возможном конфликте интересов, включая:
- Владение долями в компаниях-контрагентах или конкурентах КМГ.
- Участие в органах управления контрагентов или конкурентов.
- Взаимодействие с контрагентами КМГ.
- Намерение приобретения активов или ценных бумаг КМГ.
Процедура проверки включает анализ возможных аффилированных связей, а также контроль соблюдения требований антикоррупционного законодательства.
Консультации с заинтересованными сторонами
Высшие органы корпоративного управления КМГ поддерживают постоянный диалог с заинтересованными сторонами по экономическим, экологическим и социальным вопросам.
Консультации проводятся через различные каналы, включая официальный веб-сайт, Пресс-службу и ежегодный Отчет об устойчивом развитии, который служит ключевым инструментом раскрытия информации и взаимодействия с внутренними и внешними стейкхолдерами.
Дополнительно КМГ использует специализированные платформы для целевого взаимодействия:
- Для инвесторов – портал https://www.kmg.kz/ru/investors/ с актуальной информацией.
- По вопросам трудоустройства – портал вакансий https://work.kmg.kz/.
- Для сообщений о нарушениях прав работников – горячая линия: nysana@cscc.kz.
- Система конфиденциального информирования – портал https://www.sk-hotline.kz/.
- Функциональные направления связи:
- Омбудсмен: ombudsman@kmg.kz
- Охрана труда и экология: hse@kmg.kz
- Устойчивое развитие: sustainability@kmg.kz
Эти механизмы обеспечивают прозрачность, доступность информации и возможность эффективного взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Соответствие требованиям законодательства
Антиконкурентное поведение
За отчетный период в отношении КМГ и организаций из Группы компаний КМГ возбуждено 4 административных дела в связи с нарушениями антимонопольного законодательства (1 в отношении КМГ, 3 в отношении ДЗО). 3 дела рассмотрены судом не в пользу КМГ и ДЗО, 1 дело в отношении ДЗО урегулировано в медиативном порядке.
Также судами рассмотрено два гражданских дела, связанных с антимонопольным законодательством (одно решение суда в пользу ДЗО, по одному делу иск отозван ДЗО).
Социально-экономическое соответствие
Гражданских и административных дел, где предметом тяжб/нарушений были несоответствие с законодательными и нормативными актами в сфере социального и экономического регулирования, а также споров с местными общинами, не имеются.
Вместе с тем в суды подано 29 исковых заявлений по трудовым спорам, где ответчиками по 24 делам определены ДЗО и по 5 делам истцами являлись ДЗО.
Противодействие коррупции
GRI 2-15GRI 3-3GRI 205-1GRI 205-2GRI 205-3
КМГ строит свою деятельность на принципах законности, добросовестности и этичности. Компания строго соблюдает права человека, предпринимает все необходимые меры для предотвращения коррупции и стремится поддерживать безупречную репутацию, внедряя международные стандарты этики в бизнес-процессы.
Служба комплаенс, являющаяся самостоятельным подразделением в составе Компании, отвечает за минимизацию рисков коррупционных правонарушений в рамках трудовой деятельности. Служба интегрирована в работу всех бизнес-подразделений КМГ.
В 2024 году обновлена Политика по противодействию коррупции и Регламент рассмотрения обращений, касающихся нарушений законодательства Республики Казахстан и внутренних документов Компании, затрагивающих вопросы антикоррупционной деятельности. Эти обновления направлены на соответствие высоким стандартам этичного ведения бизнеса.
Служба комплаенс осуществляет внутренний контроль за использованием инсайдерской информации и проверку контрагентов Компании. Это помогает минимизировать риски заключения договоров с ненадежными партнерами, что снижает вероятность непоставки товаров, невыполнения работ или неоказания услуг.
Также проводятся проверки кандидатов на должности, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, включая обязательные психологические тесты и тесты на полиграфе для соискателей, работающих с закупочными процедурами.
Одним из важнейших направлений является проведение внутреннего анализа коррупционных рисков, который помогает выявить факторы, способствующие коррупции, а также недостатки в бизнес-процессах. В 2024 году был проведен такой анализ в 35 дочерних и зависимых обществах, а также в Центральном аппарате Компании. На основе его результатов разработаны рекомендации и планы по их устранению.
В отчетный период было зафиксировано 6 подтвержденных случаев коррупции. Все 6 случаев закончились увольнением или наказанием сотрудников за коррупционные действия. Тем не менее Компания продолжает усиливать меры по формированию антикоррупционной культуры, включая участие высшего руководства в проведении мероприятий, направленных на повышение осведомленности сотрудников и контрагентов о недопустимости коррупционных действий. В 2024 году количество сотрудников, прошедших антикоррупцонный тренинг, составляло 5 753.
Налоговая политика и платежи в пользу государства
Подход к налогообложению
В АО НК «КазМунайГаз» действует Корпоративная налоговая учетная политика (Корпоративная НУП), направленная на стандартизацию ведения налогового учета в организациях Группы КМГ. Документ учитывает требования налогового законодательства Республики Казахстан (РК), международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и внутренних регламентов КМГ.
Корпоративная НУП основывается на следующих принципах:
- Обязательность налогообложения – КМГ и его дочерние организации своевременно и в полном объеме уплачивают налоги в бюджет РК.
- Справедливость налогообложения – исключается двойное налогообложение одного объекта в одном периоде.
- Добросовестность – недопустимо извлечение выгоды за счет незаконных действий, направленных на налоговую экономию.
В своем подходе к налогообложению КМГ учитывает особенности коммерческой деятельности Группы и социальные воздействия. Подход к налогообложению полностью согласуется со Стратегией развития КМГ на 2022–2031 годы.
Корпоративной НУП руководствуются все дочерние организации, кроме организаций:
- осуществляющих операции по недропользованию в рамках соглашения о разделе продукции, в котором предусмотрен особый стабильный режим налогообложения;
- зарегистрированных за пределами РК, а также филиалов КМГ и филиалов его дочерних организаций, зарегистрированных за пределами РК.
КМГ и все дочерние компании КМГ на основе Корпоративной НУП разработали и внедрили на своем уровне отдельные Налоговые учетные политики с учетом отраслевых особенностей деятельности компании.
Информация по налоговым выплатам в пользу государств ежегодно размещается на корпоративном сайте КМГ https://www.kmg.kz/ru/investors/reporting/.
Налоговое администрирование и контроль
Подход к управлению налоговыми рисками интегрирован в корпоративную систему управления рисками (КСУР) КМГ. В рамках мониторинга КМГ анализирует вопросы применения налогового законодательства и вносит предложения по его совершенствованию.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами
КМГ включен в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу. В рамках взаимодействия с государственными органами Компания:
- Инициирует изменения в налоговом законодательстве для создания благоприятных условий налогообложения деятельности КМГ.
- Участвует в диалоге с акционерами, отраслевыми ассоциациями и государственными органами. Рассматривает и представляет заключения к проектам нормативных правовых актов.
- Ведет работу по защите интересов Группы КМГ через совершенствование налогового и таможенного законодательства.
Налоговая политика КМГ направлена на обеспечение прозрачности налогового администрирования, соблюдение национального законодательства и взаимодействие с регулирующими органами для улучшения условий налогообложения.
Показатели выплаты налогов, млрд тенге
Показатели и значения во всей таблице |
2022 |
2023 |
2024 |
---|---|---|---|
Уплата налогов в бюджет РК |
1 037, 2 |
1 039, 2 |
1 079, 7 |
Доля РК по СРП |
138, 7 |
123, 3 |
129, 2 |
Итого |
1 175, 9 |
1 162, 5 |
1 208, 9 |
