Размер шрифта:
+A
-A
Режим:
Вернуться в обычный режим
Перейти в режим для слабовидящих

Шымкентскому НПЗ — 40 лет

02.04.2025

Сорок лет назад, 28 января 1985 года, был получен первый чимкентский бензин и в тот же год 17 февраля произошло главное для предприятия событие — подписание акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию завода.

Однако, практическая реализация проекта по Чимкентскому нефтеперерабатывающему заводу началась в 1972 году со строительства важнейшей установки ЛК-6У, которую и сегодня именуют не иначе как сердцем завода. Далее, по причине одновременного строительства еще нескольких НПЗ в разных уголках Советского Союза — в Украине, России и Белоруссии был заморожен проект построенного цеха нестандартного оборудования. Строительство завода продолжалось, и в 1973 году был сдан в эксплуатацию первый объект — база оборудования, на территории которой был размещен цех по изготовлению нестандартного оборудования. В 1976 году началось возведение вспомогательных цехов. В это же время на стройплощадку поступало оборудование для основного производства.

В 1978 году вводятся в строй еще два новых объекта — цех водоснабжения, канализации и очистных сооружений для действующей ТЭЦ-3, который обеспечивал теплоэнергией промышленную зону города, а также транспортная артерия завода – товарно-сырьевой цех. В 1981 году введена в строй ТЭЦ. Продолжилось интенсивное строительство комплексной установки ЛК-6У (Ленинградский комплекс, производительностью 6 млн тонн в год, универсальный, спроектирован был Ленгипронефтехимом). А в апреле 1983 года сдается в эксплуатацию комплекс налива нефти, и на завод пришла первая нефть по трубопроводу Омск – Павлодар – Чимкент. Получение первой нефти ускорило строительство комплекса ЛК-6У. В тот же год в торжественной обстановке с 323-й эстакады ЧНПЗ ушел первый состав с переработанной нефтью. Тогда же были сданы в эксплуатацию здания военизированного газоспасательного отряда, заводоуправления, Центральной заводской лаборатории, военизированной охраны, автогаража, магазина и другие. Приказы о введении в строй того или иного объекта, узла или комплекса выходили едва ли не ежедневно. В октябре был запущен комплекс механической и биологической очистки промышленных стоков. 16 ноября создана метрологическая служба завода.

С 1984 года сдается в эксплуатацию еще ряд объектов, включая цех пароводовоздухоснабжения с подразделениями: азотно-кислородная станция, центрально-конденсатная станция, воздушно-компрессорная установка и центральная заводская лаборатория. К слову, это те объекты, без которых пуск и дальнейшая эксплуатация установки ЛК-6У были бы невозможны. Запуск комплексной установки ЛК-6У проходил поэтапно, в декабре 1984 года была пущена секция 100 ЭЛОУ-АТ. 30 декабря 1984 года в 11 часов вечера на секции 100 установки ЛК-6У был получен первый прямогонный бензин. И хотя был он еще некондиционный, это событие означало, что монтажные работы завершены.

В августе 1985 года в эксплуатацию были сданы еще две секции: С-200 и С-300, а в январе 1986 года — газофракционирующая установка, секция С-400. С весны 1986 года завод начинает работать по полной схеме с плановым выпуском продукции, доведя мощность переработки до 6 млн тонн в год.

Пусковой комплекс ЛК-6У, спроектированный на переработку западносибирской нефти, на момент ввода в эксплуатацию включал в себя установку ЭЛОУ-АТ по электрообессоливанию и атмосферной перегонке мощностью 6 млн тонн в год; установку каталитического риформинга производительностью 1 млн тонн в год; установку гидроочистки дизельного топлива, рассчитанную на выпуск 2 млн тонн в год; установку гидроочистки керосина мощностью 600 тыс. тонн в год; газофракционирующую установку производительностью 450 тонн в год. Длительное время в составе цеха находилась и установка по производству серы мощностью 20 тыс. тонн в год с блоком регенерации моноэтаноламин (МЭА). После распада СССР остро встал вопрос снабжения сырьем, и произошли фундаментальные изменения в структуре его поставок на завод. Вместо западносибирской нефти, обладающей средним содержанием серы, сравнительно тяжелой, с низким содержанием парафинов, под которую и был спроектирован завод, на НПЗ стала поступать нефть с Кумколя. Это месторождение было открыто в 1986 году, и уже весной 1990 года первая партия кумкольской нефти пришла на завод. Сырье с Кумколя более легкое, низкосернистое и высокопарафинистое, и на начальном этапе возникли трудности с выпуском дизельного топлива и керосина. Произведены реконструкции установок гидроочисток дизтоплива и керосина в установки гидродепарафинизации дизтоплива и керосина.

12 февраля 1994 года было образовано АО «Шымкентнефтеоргсинтез» (ШНОС). В 2000 году завод, нуждавшийся в дальнейшей технической модернизации, был приобретен компанией «Харрикейн Хайдрокарбонз Лтд.». В 2002 году произошло переименование ШНОС на «Харрикейн Ойл Продактс», затем в 2003 году АО «ХОП» переименовано на «ПетроКазахстан Ойл Продактс». В 2002 году начато строительство котельной мощностью 70 тонн/час. Ровно через год введена в эксплуатацию установка по утилизации нефтешламов в составе очистных сооружений.

С внедрением схемы повторного использования очищенных промстоков в системе противопожарного водоснабжения завода водоотведение в пруд-испаритель сократилось на 36%.

Произведена реконструкция установки УЗК (установки замедленного коксования) в установку висбрекинга мазута/гудрона. Пуск установки был осуществлен в 2002 году.

Проведена была реконструкция установки вакуумной перегонки мазута со снижением производительности до 1,44 млн тонн в год. Началось строительство нового здания заводской лаборатории. Пуск установки вакуумной перегонки мазута (УВПМ) после реконструкции осуществлен в 2004 году.

27 января 2005 года завод в качестве юридического лица был зарегистрирован как товарищество с ограниченной ответственностью «ПетроКазахстан Ойл Продактс» — ТОО «ПКОП». В октябре того же года компания CNPC International Ltd. (CNPCI), часть China National Petroleum Corp. (CNPC), купила PetroKazakhstan Inc. Это событие было важным для развития нефтепереработки в регионе. В этом же году было завершено строительство вышеупомянутой котельной мощностью 70 тонн/час.

В 2007 году Шымкентский НПЗ приобрел еще одного акционера в лице национальной компании «КазМунайГаз» с 50%-ной долей владения. С тех пор основой успеха ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (далее ПКОП) являются два акционера в лице национальных компаний двух государств — казахстанской КМГ и китайской CNPC.

В первые годы работы НПЗ ассортимент нефтепродуктов включал бензин марок АИ-76, АИ-72, дизельное топливо марок Л-0,2-62, ЛД-0,2, ЛД-0,5, керосин марки РТ, котельное топливо М-100, М-40, а также сжиженный газ — СПБТ (смесь пропана и бутана технических). Затем перечень стал шире: бензины AИ-96, AИ-92 и AИ-80, летнее и зимнее дизельное топливо, авиакеросин ТС-1, мазут M-100, вакуумный газойль, сжиженный газ (СПБТ и БТ — бутан технический), техническая сера.

Одним из самых успешных проектов казахстанско-китайского стратегического сотрудничества стала модернизация ПКОП. Общая стоимость инвестиций составила 1 млрд 850 млн долларов. Финансирование масштабного проекта было осуществлено за счёт паритетных займов обоих акционеров.

Модернизация завода проходила в два этапа. Первый (2014-2017 годы) был направлен на повышение качества продукции. В 2017 году на предприятии запустили установку Изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья и получили первую партию бензина классов К4 и К5. Эта установка особенно важна, так как именно она позволяет повысить октановое число бензина при одновременном снижении доли канцерогенного бензола в 5 раз. В результате было увеличено производство нефтепродуктов: АИ-92 — с 652 тыс. тонн (до модернизации) до 1,110 млн тонн (после завершения 1-го этапа). С этого периода доля производства высокооктановых марок бензина составила 100%, т.е. производство бензина марки АИ-80 полностью прекращено. После завершения 1-го этапа реконструкции С-300/1 в 2017 году завод также перешел на выработку дизельного топлива класса К4.

2015-2018 годы — период второго этапа, направленного на увеличение объемов переработки нефти до 6 млн тонн в год. Установка Prime G+ обеспечила очистку бензина от сернистых соединений и стала одной из важнейших составляющих успеха в производстве ГСМ по современным стандартам. 1 августа 2018 года стартовала подача сырья на установку каталитического крекинга RFCC (Resid Fluid Catalytic Cracking), 15 августа начато производство кондиционной продукции, а 30 августа состоялся полный перевод объектов второго этапа в режим эксплуатации. В результате возросло производство высокооктановых бензинов до 2,27 млн тонн в год (при этом объём выработки бензина марки АИ-92 вырос почти в 3,2 раза по сравнению с показателями до модернизации, а АИ-95 стало выше — в 16 раз). Объёмы дизельного топлива выросли до 1,916 млн тонн в год (увеличение в 1,6 раза), авиатоплива — до 400 тыс. тонн в год (в 1,5 раза).

Проект модернизации Шымкентского НПЗ ставил перед собой три важнейших задачи: увеличение глубины переработки; доведение качества выпускаемой продукции до международных экологических стандартов К4 и К5; доведение производительности по переработке нефти до 6 млн тонн в год. Таким образом, поставленные перед компанией задачи были достигнуты.

В ходе модернизации введено в эксплуатацию 11 технологических установок и 29 объектов общезаводского хозяйства, создано порядка 500 новых рабочих мест. Если раньше на заводе производили горючее класса К2, то после начал выпускаться бензин и дизельное топливо классов К4 и К5. В сутки производится около 15 тысяч тонн ГСМ, причем более 6 тысяч тонн — это бензин высокого класса.

Сейчас Шымкентский НПЗ выпускает бензин стандарта К4 марок AИ-95, AИ-92, дизельное топливо стандарта К4 марок ДТ-Л, ДТ-Е и ДТ-З; для реактивных двигателей ТС-1, мазут топочный M-100, сжиженный газ и чешуйчатую серу.

За качеством производимой продукции неустанно следит коллектив современной заводской лаборатории ПКОП. В неё входят испытательная лаборатория и лаборатория водно-воздушного контроля и реагентов.

За 2024 год объем переработки нефти на ПКОП составил свыше 5,74 млн тонн.

Производство нефтепродуктов: автобензин — 2,09 млн тонн, что на 39 тысяч тонн больше, чем в 2023 году; дизельное топливо — 1,78 млн тонн, на 23 тыс. тонн больше, чем в 2023 году; авиатопливо — 319 тысяч тонн, на 4 тыс. тонн больше, чем в 2023 году; сжиженный нефтяной газ — 335 тысяч тонн, что на 11 тысяч тонн больше, чем в 2023 году.

В 2024 году ПКОП достиг уровня выхода светлых нефтепродуктов в 78,8% и глубины переработки в 85,8%. Показатель технологического топлива и потерь снизился до 7,9%, что на 0,6% ниже уровня 2023 года.

Эти показатели свидетельствуют о постоянном повышении операционной эффективности завода и соответствии высоким стандартам качества нефтепродуктов.

На сегодня на ПКОП трудится порядка 2 тыс. сотрудников.

В настоящее время реализуется инвестиционный проект по расширению к 2030 году мощностей Шымкентского НПЗ совместно с партнером CNPC до 12 млн тонн нефти в год. Проект включен в перечень крупных проектов РК, направленных на создание кластеров высокого передела в приоритетных направлениях.

АО НК «КазМунайГаз»

Сорок лет назад, 28 января 1985 года, был получен первый чимкентский бензин и в тот же год 17 февраля произошло главное для предприятия событие — подписание акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию завода.

Однако, практическая реализация проекта по Чимкентскому нефтеперерабатывающему заводу началась в 1972 году со строительства важнейшей установки ЛК-6У, которую и сегодня именуют не иначе как сердцем завода. Далее, по причине одновременного строительства еще нескольких НПЗ в разных уголках Советского Союза — в Украине, России и Белоруссии был заморожен проект построенного цеха нестандартного оборудования. Строительство завода продолжалось, и в 1973 году был сдан в эксплуатацию первый объект — база оборудования, на территории которой был размещен цех по изготовлению нестандартного оборудования. В 1976 году началось возведение вспомогательных цехов. В это же время на стройплощадку поступало оборудование для основного производства.

В 1978 году вводятся в строй еще два новых объекта — цех водоснабжения, канализации и очистных сооружений для действующей ТЭЦ-3, который обеспечивал теплоэнергией промышленную зону города, а также транспортная артерия завода – товарно-сырьевой цех. В 1981 году введена в строй ТЭЦ. Продолжилось интенсивное строительство комплексной установки ЛК-6У (Ленинградский комплекс, производительностью 6 млн тонн в год, универсальный, спроектирован был Ленгипронефтехимом). А в апреле 1983 года сдается в эксплуатацию комплекс налива нефти, и на завод пришла первая нефть по трубопроводу Омск – Павлодар – Чимкент. Получение первой нефти ускорило строительство комплекса ЛК-6У. В тот же год в торжественной обстановке с 323-й эстакады ЧНПЗ ушел первый состав с переработанной нефтью. Тогда же были сданы в эксплуатацию здания военизированного газоспасательного отряда, заводоуправления, Центральной заводской лаборатории, военизированной охраны, автогаража, магазина и другие. Приказы о введении в строй того или иного объекта, узла или комплекса выходили едва ли не ежедневно. В октябре был запущен комплекс механической и биологической очистки промышленных стоков. 16 ноября создана метрологическая служба завода.

С 1984 года сдается в эксплуатацию еще ряд объектов, включая цех пароводовоздухоснабжения с подразделениями: азотно-кислородная станция, центрально-конденсатная станция, воздушно-компрессорная установка и центральная заводская лаборатория. К слову, это те объекты, без которых пуск и дальнейшая эксплуатация установки ЛК-6У были бы невозможны. Запуск комплексной установки ЛК-6У проходил поэтапно, в декабре 1984 года была пущена секция 100 ЭЛОУ-АТ. 30 декабря 1984 года в 11 часов вечера на секции 100 установки ЛК-6У был получен первый прямогонный бензин. И хотя был он еще некондиционный, это событие означало, что монтажные работы завершены.

В августе 1985 года в эксплуатацию были сданы еще две секции: С-200 и С-300, а в январе 1986 года — газофракционирующая установка, секция С-400. С весны 1986 года завод начинает работать по полной схеме с плановым выпуском продукции, доведя мощность переработки до 6 млн тонн в год.

Пусковой комплекс ЛК-6У, спроектированный на переработку западносибирской нефти, на момент ввода в эксплуатацию включал в себя установку ЭЛОУ-АТ по электрообессоливанию и атмосферной перегонке мощностью 6 млн тонн в год; установку каталитического риформинга производительностью 1 млн тонн в год; установку гидроочистки дизельного топлива, рассчитанную на выпуск 2 млн тонн в год; установку гидроочистки керосина мощностью 600 тыс. тонн в год; газофракционирующую установку производительностью 450 тонн в год. Длительное время в составе цеха находилась и установка по производству серы мощностью 20 тыс. тонн в год с блоком регенерации моноэтаноламин (МЭА). После распада СССР остро встал вопрос снабжения сырьем, и произошли фундаментальные изменения в структуре его поставок на завод. Вместо западносибирской нефти, обладающей средним содержанием серы, сравнительно тяжелой, с низким содержанием парафинов, под которую и был спроектирован завод, на НПЗ стала поступать нефть с Кумколя. Это месторождение было открыто в 1986 году, и уже весной 1990 года первая партия кумкольской нефти пришла на завод. Сырье с Кумколя более легкое, низкосернистое и высокопарафинистое, и на начальном этапе возникли трудности с выпуском дизельного топлива и керосина. Произведены реконструкции установок гидроочисток дизтоплива и керосина в установки гидродепарафинизации дизтоплива и керосина.

12 февраля 1994 года было образовано АО «Шымкентнефтеоргсинтез» (ШНОС). В 2000 году завод, нуждавшийся в дальнейшей технической модернизации, был приобретен компанией «Харрикейн Хайдрокарбонз Лтд.». В 2002 году произошло переименование ШНОС на «Харрикейн Ойл Продактс», затем в 2003 году АО «ХОП» переименовано на «ПетроКазахстан Ойл Продактс». В 2002 году начато строительство котельной мощностью 70 тонн/час. Ровно через год введена в эксплуатацию установка по утилизации нефтешламов в составе очистных сооружений.

С внедрением схемы повторного использования очищенных промстоков в системе противопожарного водоснабжения завода водоотведение в пруд-испаритель сократилось на 36%.

Произведена реконструкция установки УЗК (установки замедленного коксования) в установку висбрекинга мазута/гудрона. Пуск установки был осуществлен в 2002 году.

Проведена была реконструкция установки вакуумной перегонки мазута со снижением производительности до 1,44 млн тонн в год. Началось строительство нового здания заводской лаборатории. Пуск установки вакуумной перегонки мазута (УВПМ) после реконструкции осуществлен в 2004 году.

27 января 2005 года завод в качестве юридического лица был зарегистрирован как товарищество с ограниченной ответственностью «ПетроКазахстан Ойл Продактс» — ТОО «ПКОП». В октябре того же года компания CNPC International Ltd. (CNPCI), часть China National Petroleum Corp. (CNPC), купила PetroKazakhstan Inc. Это событие было важным для развития нефтепереработки в регионе. В этом же году было завершено строительство вышеупомянутой котельной мощностью 70 тонн/час.

В 2007 году Шымкентский НПЗ приобрел еще одного акционера в лице национальной компании «КазМунайГаз» с 50%-ной долей владения. С тех пор основой успеха ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (далее ПКОП) являются два акционера в лице национальных компаний двух государств — казахстанской КМГ и китайской CNPC.

В первые годы работы НПЗ ассортимент нефтепродуктов включал бензин марок АИ-76, АИ-72, дизельное топливо марок Л-0,2-62, ЛД-0,2, ЛД-0,5, керосин марки РТ, котельное топливо М-100, М-40, а также сжиженный газ — СПБТ (смесь пропана и бутана технических). Затем перечень стал шире: бензины AИ-96, AИ-92 и AИ-80, летнее и зимнее дизельное топливо, авиакеросин ТС-1, мазут M-100, вакуумный газойль, сжиженный газ (СПБТ и БТ — бутан технический), техническая сера.

Одним из самых успешных проектов казахстанско-китайского стратегического сотрудничества стала модернизация ПКОП. Общая стоимость инвестиций составила 1 млрд 850 млн долларов. Финансирование масштабного проекта было осуществлено за счёт паритетных займов обоих акционеров.

Модернизация завода проходила в два этапа. Первый (2014-2017 годы) был направлен на повышение качества продукции. В 2017 году на предприятии запустили установку Изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья и получили первую партию бензина классов К4 и К5. Эта установка особенно важна, так как именно она позволяет повысить октановое число бензина при одновременном снижении доли канцерогенного бензола в 5 раз. В результате было увеличено производство нефтепродуктов: АИ-92 — с 652 тыс. тонн (до модернизации) до 1,110 млн тонн (после завершения 1-го этапа). С этого периода доля производства высокооктановых марок бензина составила 100%, т.е. производство бензина марки АИ-80 полностью прекращено. После завершения 1-го этапа реконструкции С-300/1 в 2017 году завод также перешел на выработку дизельного топлива класса К4.

2015-2018 годы — период второго этапа, направленного на увеличение объемов переработки нефти до 6 млн тонн в год. Установка Prime G+ обеспечила очистку бензина от сернистых соединений и стала одной из важнейших составляющих успеха в производстве ГСМ по современным стандартам. 1 августа 2018 года стартовала подача сырья на установку каталитического крекинга RFCC (Resid Fluid Catalytic Cracking), 15 августа начато производство кондиционной продукции, а 30 августа состоялся полный перевод объектов второго этапа в режим эксплуатации. В результате возросло производство высокооктановых бензинов до 2,27 млн тонн в год (при этом объём выработки бензина марки АИ-92 вырос почти в 3,2 раза по сравнению с показателями до модернизации, а АИ-95 стало выше — в 16 раз). Объёмы дизельного топлива выросли до 1,916 млн тонн в год (увеличение в 1,6 раза), авиатоплива — до 400 тыс. тонн в год (в 1,5 раза).

Проект модернизации Шымкентского НПЗ ставил перед собой три важнейших задачи: увеличение глубины переработки; доведение качества выпускаемой продукции до международных экологических стандартов К4 и К5; доведение производительности по переработке нефти до 6 млн тонн в год. Таким образом, поставленные перед компанией задачи были достигнуты.

В ходе модернизации введено в эксплуатацию 11 технологических установок и 29 объектов общезаводского хозяйства, создано порядка 500 новых рабочих мест. Если раньше на заводе производили горючее класса К2, то после начал выпускаться бензин и дизельное топливо классов К4 и К5. В сутки производится около 15 тысяч тонн ГСМ, причем более 6 тысяч тонн — это бензин высокого класса.

Сейчас Шымкентский НПЗ выпускает бензин стандарта К4 марок AИ-95, AИ-92, дизельное топливо стандарта К4 марок ДТ-Л, ДТ-Е и ДТ-З; для реактивных двигателей ТС-1, мазут топочный M-100, сжиженный газ и чешуйчатую серу.

За качеством производимой продукции неустанно следит коллектив современной заводской лаборатории ПКОП. В неё входят испытательная лаборатория и лаборатория водно-воздушного контроля и реагентов.

За 2024 год объем переработки нефти на ПКОП составил свыше 5,74 млн тонн.

Производство нефтепродуктов: автобензин — 2,09 млн тонн, что на 39 тысяч тонн больше, чем в 2023 году; дизельное топливо — 1,78 млн тонн, на 23 тыс. тонн больше, чем в 2023 году; авиатопливо — 319 тысяч тонн, на 4 тыс. тонн больше, чем в 2023 году; сжиженный нефтяной газ — 335 тысяч тонн, что на 11 тысяч тонн больше, чем в 2023 году.

В 2024 году ПКОП достиг уровня выхода светлых нефтепродуктов в 78,8% и глубины переработки в 85,8%. Показатель технологического топлива и потерь снизился до 7,9%, что на 0,6% ниже уровня 2023 года.

Эти показатели свидетельствуют о постоянном повышении операционной эффективности завода и соответствии высоким стандартам качества нефтепродуктов.

На сегодня на ПКОП трудится порядка 2 тыс. сотрудников.

В настоящее время реализуется инвестиционный проект по расширению к 2030 году мощностей Шымкентского НПЗ совместно с партнером CNPC до 12 млн тонн нефти в год. Проект включен в перечень крупных проектов РК, направленных на создание кластеров высокого передела в приоритетных направлениях.