Размер шрифта:
+A
-A
Режим:
Вернуться в обычный режим
Перейти в режим для слабовидящих

Преимущества Jet A-1 — международной марки авиатоплива

16.02.2024

Ещё с 2018 года нефтеперерабатывающие заводы КазМунайГаза — Атырауский НПЗ, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ успешно прошли модернизацию и готовы к выпуску авиатоплива марки Jet А-1. Сейчас эти заводы выпускают авиационное топливо марки ТС-1 (применяемый в РК топливный стандарт). Тут нужно заметить, что производство Jet A-1 запустить можно только после полной перенастройки соответствующих мощностей заводов, поскольку не получится параллельно с Jet А-1 выпускать и топливо марки ТС-1.

Между тем, актуальность перехода на Jet А-1 связана с доминированием этой марки на мировом рынке — эта марка используется более чем в 70 странах мира. Она считается более безопасным видом топлива при транспортировке и заправке самолетов, входящие в её состав антистатическая и стабилизирующая присадки снижают выбросы отработанных газов в атмосферу.

Jet A-1 — вид топлива, соответствующий стандартам IATA (International Air Transport Association) — Международной ассоциации воздушного транспорта, неправительственной организации авиаперевозчиков (авиакомпаний), около 300 участников которой представляют более 140 государств всех частей мира. Цвет топлива Jet A-1 варьируется от бесцветного до соломенного, оно предназначено для использования в газотурбинных двигателях воздушных судов. Производится Jet A-1 по стандарту ASTM D1655, который оговаривает принципы тестирования и свойства топливных продуктов, используемых в коммерческой авиации и авиации общего назначения. Аббревиатура ASTM произошла от англ. American Society for Testing and Materials и обозначает стандарты американского общества специалистов по испытаниям и материалам.

Зачем переходить на международный вид топлива?

Президент РК Касым-Жомарт Токаев неоднократно высказывался о необходимости развития гражданской авиации страны и расширении географии полетов в международном авиасообщении. В этом контексте постепенный переход государства на мировой топливный стандарт Jet A-1 позволит создать дополнительное конкурентное преимущество аэропортов РК по обслуживанию грузовых трансконтинентальных рейсов между Европой и Азией, где наблюдается высокий спрос на этот вид авиатоплива: как-никак, но Jet A-1 используется более чем в 70 странах мира.

Отличие мирового стандарта Jet A-1 от применяемых в странах Таможенного союза марок ТС-1/РТ состоит в основном в технологии производства и хранении. Может возникнуть вопрос: чем же тогда заправляли и заправляют иностранные воздушные суда в Казахстане? Заправляют применяемым в странах Таможенного союза топливом еще советских времён марки ТС-1. Дело в том, что замена и даже краткосрочное смешивание Jet A-1 с близким по характеристикам ТС-1 допускается, но только в баках самих авиалайнеров, которые сразу его сжигают в очередном полете. Однако категорически нельзя смешивать эти два вида топлива в цистернах аэродромных топливозаправщиков, железнодорожных цистернах и топливохранилищах, где при долгосрочном смешанном хранении могут серьезно нарушиться физико-химические свойства более экологичного Jet A-1.

Качество на всех этапах: производство, логистика, хранение и заправка

Преимуществом Jet А-1 является его низкая пожароопасность, низкий состав отработанных газов при выбросах в атмосферу и увеличение межремонтного цикла авиационных двигателей. Однако для полного перехода на Jet-A1 в авиационной отрасли РК должна быть подготовлена вся цепочка оборота — от вывоза с НПЗ до крыла самолета.

Следует особо отметить, что при внедрении топлива Jet А-1 внедряется именно международный контроль качества на всех этапах — от момента его производства на нефтеперерабатывающих заводах до самого момента заливки в баки самолета. Этот процесс включает в себя не только строгие тесты на качество (к примеру, на НПЗ каждая производимая партия Jet А-1 проходит сертификацию), но и тщательный контроль за его доставкой, отгрузкой и заправкой самолетов.

Отметим, что все эти операции регулируются международными стандартами JIG, которые представляют собой комплекс требований к безопасности и качеству. JIG (Joint Inspection Group) — это международная ассоциация, которая специализируется на разработке стандартов в сфере авиатопливообеспечения по всей логистической цепочке — от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до крыла самолета. Разработанные ассоциацией стандарты качества реализуемого топлива охватывают более 2,5 тысяч аэропортов во всем мире. Помимо разработки стандартов ассоциация JIG осуществляет подготовку инспекторов и проводит аудит авиатопливной инфраструктуры аэропортов по международным стандартам.

На этапе производства авиатоплива контроль за соответствие топливным стандартам продукции всех трёх НПЗ КазМунайГаза обеспечивает компания SGS (Société Générale de Surveillance, Швейцария) — мировой лидер в сфере инспекционных услуг, экспертизы, испытаний и сертификации, дочерним предприятием SGS в Казахстане является ТОО Иностранное предприятие «СЖС Казахстан ЛТД». В частности, на Павлодарском НХЗ в декабре 2021 года была открыта лаборатория SGS (150 сотрудников), которая осуществляет аутсорсинг лабораторных услуг, а именно тестирование сырья, промежуточной и товарной продукции, в том числе и авиатоплива. Методы исследований лаборатории полностью соответствуют отечественным и международным требованиям IATA. Вся работа проводится на оборудовании от ведущих мировых компаний Германии, США, Великобритании и Японии.

В свою очередь, компания, ответственная за заправку самолетов (в Казахстане, к примеру, это ТОО «КазМунайГаз – Аэро» — дочерняя структура КМГ), играет ключевую роль в этом процессе. Она должна строго следить за тем, чтобы топливо оставалось на высшем уровне качества на протяжении всего пути от нефтеперерабатывающего завода, через этапы логистики, транспортировки и момента заправки. Топливо марки Jet А-1 проходит через множество этапов проверок, чтобы гарантировать, что полет пассажира будет не только эффективным, но и максимально безопасным. Таким образом, вся внедряемая КазМунайГазом и другими участниками авиационного рынка система международного контроля качества топлива Jet А-1 призвана поддерживать высокий уровень безопасности полетов гражданской авиации.

АО НК «КазМунайГаз»

Ещё с 2018 года нефтеперерабатывающие заводы КазМунайГаза — Атырауский НПЗ, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ успешно прошли модернизацию и готовы к выпуску авиатоплива марки Jet А-1. Сейчас эти заводы выпускают авиационное топливо марки ТС-1 (применяемый в РК топливный стандарт). Тут нужно заметить, что производство Jet A-1 запустить можно только после полной перенастройки соответствующих мощностей заводов, поскольку не получится параллельно с Jet А-1 выпускать и топливо марки ТС-1.

Между тем, актуальность перехода на Jet А-1 связана с доминированием этой марки на мировом рынке — эта марка используется более чем в 70 странах мира. Она считается более безопасным видом топлива при транспортировке и заправке самолетов, входящие в её состав антистатическая и стабилизирующая присадки снижают выбросы отработанных газов в атмосферу.

Jet A-1 — вид топлива, соответствующий стандартам IATA (International Air Transport Association) — Международной ассоциации воздушного транспорта, неправительственной организации авиаперевозчиков (авиакомпаний), около 300 участников которой представляют более 140 государств всех частей мира. Цвет топлива Jet A-1 варьируется от бесцветного до соломенного, оно предназначено для использования в газотурбинных двигателях воздушных судов. Производится Jet A-1 по стандарту ASTM D1655, который оговаривает принципы тестирования и свойства топливных продуктов, используемых в коммерческой авиации и авиации общего назначения. Аббревиатура ASTM произошла от англ. American Society for Testing and Materials и обозначает стандарты американского общества специалистов по испытаниям и материалам.

Зачем переходить на международный вид топлива?

Президент РК Касым-Жомарт Токаев неоднократно высказывался о необходимости развития гражданской авиации страны и расширении географии полетов в международном авиасообщении. В этом контексте постепенный переход государства на мировой топливный стандарт Jet A-1 позволит создать дополнительное конкурентное преимущество аэропортов РК по обслуживанию грузовых трансконтинентальных рейсов между Европой и Азией, где наблюдается высокий спрос на этот вид авиатоплива: как-никак, но Jet A-1 используется более чем в 70 странах мира.

Отличие мирового стандарта Jet A-1 от применяемых в странах Таможенного союза марок ТС-1/РТ состоит в основном в технологии производства и хранении. Может возникнуть вопрос: чем же тогда заправляли и заправляют иностранные воздушные суда в Казахстане? Заправляют применяемым в странах Таможенного союза топливом еще советских времён марки ТС-1. Дело в том, что замена и даже краткосрочное смешивание Jet A-1 с близким по характеристикам ТС-1 допускается, но только в баках самих авиалайнеров, которые сразу его сжигают в очередном полете. Однако категорически нельзя смешивать эти два вида топлива в цистернах аэродромных топливозаправщиков, железнодорожных цистернах и топливохранилищах, где при долгосрочном смешанном хранении могут серьезно нарушиться физико-химические свойства более экологичного Jet A-1.

Качество на всех этапах: производство, логистика, хранение и заправка

Преимуществом Jet А-1 является его низкая пожароопасность, низкий состав отработанных газов при выбросах в атмосферу и увеличение межремонтного цикла авиационных двигателей. Однако для полного перехода на Jet-A1 в авиационной отрасли РК должна быть подготовлена вся цепочка оборота — от вывоза с НПЗ до крыла самолета.

Следует особо отметить, что при внедрении топлива Jet А-1 внедряется именно международный контроль качества на всех этапах — от момента его производства на нефтеперерабатывающих заводах до самого момента заливки в баки самолета. Этот процесс включает в себя не только строгие тесты на качество (к примеру, на НПЗ каждая производимая партия Jet А-1 проходит сертификацию), но и тщательный контроль за его доставкой, отгрузкой и заправкой самолетов.

Отметим, что все эти операции регулируются международными стандартами JIG, которые представляют собой комплекс требований к безопасности и качеству. JIG (Joint Inspection Group) — это международная ассоциация, которая специализируется на разработке стандартов в сфере авиатопливообеспечения по всей логистической цепочке — от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до крыла самолета. Разработанные ассоциацией стандарты качества реализуемого топлива охватывают более 2,5 тысяч аэропортов во всем мире. Помимо разработки стандартов ассоциация JIG осуществляет подготовку инспекторов и проводит аудит авиатопливной инфраструктуры аэропортов по международным стандартам.

На этапе производства авиатоплива контроль за соответствие топливным стандартам продукции всех трёх НПЗ КазМунайГаза обеспечивает компания SGS (Société Générale de Surveillance, Швейцария) — мировой лидер в сфере инспекционных услуг, экспертизы, испытаний и сертификации, дочерним предприятием SGS в Казахстане является ТОО Иностранное предприятие «СЖС Казахстан ЛТД». В частности, на Павлодарском НХЗ в декабре 2021 года была открыта лаборатория SGS (150 сотрудников), которая осуществляет аутсорсинг лабораторных услуг, а именно тестирование сырья, промежуточной и товарной продукции, в том числе и авиатоплива. Методы исследований лаборатории полностью соответствуют отечественным и международным требованиям IATA. Вся работа проводится на оборудовании от ведущих мировых компаний Германии, США, Великобритании и Японии.

В свою очередь, компания, ответственная за заправку самолетов (в Казахстане, к примеру, это ТОО «КазМунайГаз – Аэро» — дочерняя структура КМГ), играет ключевую роль в этом процессе. Она должна строго следить за тем, чтобы топливо оставалось на высшем уровне качества на протяжении всего пути от нефтеперерабатывающего завода, через этапы логистики, транспортировки и момента заправки. Топливо марки Jet А-1 проходит через множество этапов проверок, чтобы гарантировать, что полет пассажира будет не только эффективным, но и максимально безопасным. Таким образом, вся внедряемая КазМунайГазом и другими участниками авиационного рынка система международного контроля качества топлива Jet А-1 призвана поддерживать высокий уровень безопасности полетов гражданской авиации.