Размер шрифта:
+A
-A
Режим:
Вернуться в обычный режим
Перейти в режим для слабовидящих

О правилах и принципах осуществления закупок и проведения тендеров КМГ

25.04.2023

Закупки товаров, работ и услуг КМГ и его дочерних и зависимых организаций (ДЗО) регулируются Порядком осуществления закупок АО «Самрук-Қазына» (Фонда), который принят в соответствии с Законом РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» от 8 июня 2021 года № 47-VII.

Закупки основаны на принципах эффективного расходования денег, открытости и прозрачности закупочного процесса, добросовестной конкуренции, недопущения коррупционных проявлений. В отборе контрагентов компания руководствуется следующей комбинацией факторов: лучшими ценой, качеством и условиями, деловой репутацией контрагента. К контрагентам выдвигаются требования по соблюдению законодательства, справедливому отношению к сотрудникам, обеспечению безопасных условий труда, защите окружающей среды. Эти условия по умолчанию включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами.

ДЗО проводят закупки самостоятельно в децентрализованном режиме через «Информационную систему электронных закупок» (ИСЭЗ). Свободный доступ к информации о закупках предоставляется всем заинтересованным лицам, оператором системы является ТОО «Самрук-Казына Контракт». ИСЭЗ автоматизировала и стандартизировала процедуры закупочного цикла, сделала прозрачным процесс, минимизировала степень влияния человеческого фактора. При этом в ИСЭЗ работает эффективная система внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок.

Так, потенциальными поставщиками в адрес Фонда (уполномоченного органа по контролю закупок) направлено 1597 обращений, связанных с оспариванием закупочных процедур организаций КМГ, из них по 1509 обращениям доводы не подтверждены (95%). Стоит учесть, что на время рассмотрения жалобы закупочные процедуры заказчиков блокируются и, в случае подтверждения нарушения, результаты закупок отменяются и пересматриваются. Такой алгоритм гарантирует заключение всех договоров организаций КМГ в полном соответствии с Порядком осуществления закупок Фонда. За допущенные нарушения ответственные лица (вплоть до руководителей) привлекаются к дисциплинарной ответственности. При этом следует отметить, что среди всех портфельных компаний Фонда — КМГ имеет наименьшую долю нарушений, по которым доводы подтверждены, что свидетельствует о высоком качестве проводимых закупок.

Применяемые подходы основаны на разработанном и рекомендованном ЮНСИТРАЛ (Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли) Типовом законе «О публичных закупках» (2011). Эти реализованные принципы в системе КМГ обеспечивают прозрачность закупок путем проведения электронных закупок, равные для всех возможности, в том числе возможность оспаривания результатов тендеров, режим благоприятствования для малого и среднего бизнеса страны. Таким образом, на системном уровне поддерживается прозрачность и эффективность на основе передовых международных стандартов и практик.

Если говорить о статистике, то общий объем закупок по группе компаний КМГ за 2022 год составил более 1 трлн тенге (без учёта долгосрочных договоров).

Одним из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. В течение последних трёх лет доля конкурентных закупок выросла и за 2022 год составила 49% (в сравнении с 42% за 2021 год), что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.

Совершенствование закупочной деятельности является одной из приоритетных задач для КМГ. Одним из инструментов её решения является также реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора (ПКО) потенциальных поставщиков, осуществляемого посредством анкетирования и аудита. Главными принципами ПКО стали прозрачность, равная конкуренция и бесплатное прохождение отбора. Комиссией Фонда по вопросам ПКО утверждены также 24 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок дочерними и зависимыми организаций КМГ способом открытого тендера — среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО. Категорийное управление закупками (КУЗ) является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат.

Вышеперечисленные аспекты закупочных стандартов, правил, практик и технологий позволяют в соответствии с международным опытом прозрачно и эффективно проводить тендеры в группе компаний КМГ, исходя из максимизации выгод в долгосрочной перспективе.

АО НК «КазМунайГаз»

Закупки товаров, работ и услуг КМГ и его дочерних и зависимых организаций (ДЗО) регулируются Порядком осуществления закупок АО «Самрук-Қазына» (Фонда), который принят в соответствии с Законом РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» от 8 июня 2021 года № 47-VII.

Закупки основаны на принципах эффективного расходования денег, открытости и прозрачности закупочного процесса, добросовестной конкуренции, недопущения коррупционных проявлений. В отборе контрагентов компания руководствуется следующей комбинацией факторов: лучшими ценой, качеством и условиями, деловой репутацией контрагента. К контрагентам выдвигаются требования по соблюдению законодательства, справедливому отношению к сотрудникам, обеспечению безопасных условий труда, защите окружающей среды. Эти условия по умолчанию включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами.

ДЗО проводят закупки самостоятельно в децентрализованном режиме через «Информационную систему электронных закупок» (ИСЭЗ). Свободный доступ к информации о закупках предоставляется всем заинтересованным лицам, оператором системы является ТОО «Самрук-Казына Контракт». ИСЭЗ автоматизировала и стандартизировала процедуры закупочного цикла, сделала прозрачным процесс, минимизировала степень влияния человеческого фактора. При этом в ИСЭЗ работает эффективная система внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок.

Так, потенциальными поставщиками в адрес Фонда (уполномоченного органа по контролю закупок) направлено 1597 обращений, связанных с оспариванием закупочных процедур организаций КМГ, из них по 1509 обращениям доводы не подтверждены (95%). Стоит учесть, что на время рассмотрения жалобы закупочные процедуры заказчиков блокируются и, в случае подтверждения нарушения, результаты закупок отменяются и пересматриваются. Такой алгоритм гарантирует заключение всех договоров организаций КМГ в полном соответствии с Порядком осуществления закупок Фонда. За допущенные нарушения ответственные лица (вплоть до руководителей) привлекаются к дисциплинарной ответственности. При этом следует отметить, что среди всех портфельных компаний Фонда — КМГ имеет наименьшую долю нарушений, по которым доводы подтверждены, что свидетельствует о высоком качестве проводимых закупок.

Применяемые подходы основаны на разработанном и рекомендованном ЮНСИТРАЛ (Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли) Типовом законе «О публичных закупках» (2011). Эти реализованные принципы в системе КМГ обеспечивают прозрачность закупок путем проведения электронных закупок, равные для всех возможности, в том числе возможность оспаривания результатов тендеров, режим благоприятствования для малого и среднего бизнеса страны. Таким образом, на системном уровне поддерживается прозрачность и эффективность на основе передовых международных стандартов и практик.

Если говорить о статистике, то общий объем закупок по группе компаний КМГ за 2022 год составил более 1 трлн тенге (без учёта долгосрочных договоров).

Одним из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. В течение последних трёх лет доля конкурентных закупок выросла и за 2022 год составила 49% (в сравнении с 42% за 2021 год), что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.

Совершенствование закупочной деятельности является одной из приоритетных задач для КМГ. Одним из инструментов её решения является также реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора (ПКО) потенциальных поставщиков, осуществляемого посредством анкетирования и аудита. Главными принципами ПКО стали прозрачность, равная конкуренция и бесплатное прохождение отбора. Комиссией Фонда по вопросам ПКО утверждены также 24 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок дочерними и зависимыми организаций КМГ способом открытого тендера — среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО. Категорийное управление закупками (КУЗ) является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат.

Вышеперечисленные аспекты закупочных стандартов, правил, практик и технологий позволяют в соответствии с международным опытом прозрачно и эффективно проводить тендеры в группе компаний КМГ, исходя из максимизации выгод в долгосрочной перспективе.

>