Размер шрифта:
+A
-A
Режим:
Вернуться в обычный режим
Перейти в режим для слабовидящих

Магистральный нефтепровод: что это значит

25.12.2023

Национальным оператором РК по магистральному нефтепроводу является АО «КазТрансОйл» (дочерняя компания АО НК «КазМунайГаз»), которое владеет диверсифицированной сетью магистральных нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км.

Магистральные нефтепроводы предназначены для транспортирования больших грузопотоков нефти на значительные расстояния (до нескольких тысяч километров), рабочее давление в них обычно достигает 5-7,5 МПа.

Классификация трубопроводов

Для транспортировки нефти применяются четыре вида трубопроводов:

  1. промысловые трубопроводы соединяют скважины с объектами и установками подготовки (диаметры 100-200 мм; диаметр промыслового коллектора — 500-1000 мм; давление достигают 32 МПа и более);
  2. технологические нефтепроводы — они предназначены для соединения между собой технологического оборудования, на котором осуществляется очистка нефти или газа от механических примесей, воды и других компонентов;
  3. распределительные нефтепроводы — они прокладываются от магистральных трубопроводов к местам непосредственного потребления газа или нефтепродуктов;
  4. магистральные трубопроводы, соединяющие пункты первичной обработки с пунктами потребления или переработки и имеющие протяженность в десятки тысяч километров.

К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром от 219 до 1420 мм включительно, предназначенные для перекачки товарной нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (перевалочных нефтебаз, НПЗ, пунктов налива и др.).

В зависимости от условного диаметра труб, магистральные нефтепроводы подразделяются на четыре класса. К первому классу относятся магистральные трубопроводы условным диаметром 1000-1420 мм включительно, ко второму — 500-1000 мм, к третьему — 300-500 мм, а к четвертому классу — от 219 до 300 мм.

Объекты и сооружения магистрального нефтепровода

Объекты и сооружения магистрального нефтепровода можно подразделить на линейные и площадочные.

Площадочные объекты

Площадочные объекты — это целый комплекс наземных зданий и сооружений, к которым относят: нефтеперекачивающие станции (НПС), конечный пункт (КП), резервуарные парки (РП), пункты подогрева нефти, нефтеналивные эстакады. Магистральные нефтепроводы большой протяжённости состоят из нескольких эксплуатационных участков, каждый из которых включает 4-8 нефтеперекачивающих станций.

Перекачка нефти в пределах участка ведётся от насосов предыдущей НПС непосредственно к насосам последующей, а между эксплуатационных участками с подключением резервуаров. Кроме того, в начале нефтепровода магистрального и на его конечном пункте сооружаются резервуарные парки.

При транспорте нефти на большие расстояния предусматривается организация эксплуатационных участков, длиной от 400 до 600 км каждый. На границах эксплуатационных участков располагаются промежуточные НПС (ПНПС) с РП, состав которых аналогичен головной НПС (ГНПС), но с резервуарным парком меньшей вместимости.

В конце нефтепровода нефть поступает на конечный пункт — сырьевой резервуарный парк нефтеперерабатывающий завод или крупную перевалочную нефтебазу, из которой происходит отгрузка нефти в железнодорожные цистерны или танкеры.

Линейные сооружения

Линейные сооружения магистрального нефтепровода (собственно, основной элемент магистрального трубопровода) — это сваренные в непрерывную нитку трубы, представляющие собой собственно трубопровод.

Для магистральных трубопроводов применяют цельнотянутые или сварные (прямошовные или спиралешовные) трубы диаметром от 300 до 1420 мм. Толщина стенок труб определяется проектным давлением в трубопроводе, которое может достигать 10 МПа.

На пересечениях крупных рек нефтепроводы утяжеляют закрепленными на трубах железобетонными грузами или сплошным бетонным покрытием и заглубляют ниже дна реки. Кроме основной, укладывают резервную нитку подводного перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод прокладывают в «патроне» из труб. Диаметр патрона на 100-200 мм больше диметра трубопровода.

Для удовлетворения потребностей в нефтепродуктах населенных пунктов, находящихся вблизи трасс нефтепроводов, от них прокладывают ответвления или отводы из труб сравнительно малого диаметра, по которым часть потока нефтепродуктов (периодически) поставляется в эти населенные пункты.

С интервалом 10-30 км в зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливается запорная арматура (линейная задвижка) для перекрытия участков в случае аварии или ремонта. Также, запорная арматура устанавливается на обоих берегах водных преград при их пересечении трубопроводом в две нитки и более, при пересечении водных преград в одну нитку в зависимости от рельефа земной поверхности, примыкающей к переходу, и необходимости предотвращения поступления транспортируемого продукта в водоем.

На линейной части так же могут располагаться пункты подогрева. Подогрев нефти производится в теплообменниках или в печах, работающих на жидком или газообразном топливе. При необходимости транспортировки больших количеств нефти сооружаются многониточные системы нефтепроводов, состоящие из двух и более параллельных линий. Управление режимами работы нефтепровода магистрального осуществляется при помощи автоматизированных систем, включающих диспетчерские пункты, системы телемеханики.

Вдоль трассы проходит линия связи (телефонная, радиорелейная), которая имеет диспетчерское назначение. Ее можно использовать для передачи сигналов телеизмерения и телеуправления.

Располагаемые вдоль трассы станции катодной и дренажной защиты, а также протекторы защищают трубопровод от наружной коррозии, являясь дополнением к противокоррозионному изоляционному покрытию трубопровода.

АО НК «КазМунайГаз»

Национальным оператором РК по магистральному нефтепроводу является АО «КазТрансОйл» (дочерняя компания АО НК «КазМунайГаз»), которое владеет диверсифицированной сетью магистральных нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км.

Магистральные нефтепроводы предназначены для транспортирования больших грузопотоков нефти на значительные расстояния (до нескольких тысяч километров), рабочее давление в них обычно достигает 5-7,5 МПа.

Классификация трубопроводов

Для транспортировки нефти применяются четыре вида трубопроводов:

  1. промысловые трубопроводы соединяют скважины с объектами и установками подготовки (диаметры 100-200 мм; диаметр промыслового коллектора — 500-1000 мм; давление достигают 32 МПа и более);
  2. технологические нефтепроводы — они предназначены для соединения между собой технологического оборудования, на котором осуществляется очистка нефти или газа от механических примесей, воды и других компонентов;
  3. распределительные нефтепроводы — они прокладываются от магистральных трубопроводов к местам непосредственного потребления газа или нефтепродуктов;
  4. магистральные трубопроводы, соединяющие пункты первичной обработки с пунктами потребления или переработки и имеющие протяженность в десятки тысяч километров.

К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром от 219 до 1420 мм включительно, предназначенные для перекачки товарной нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (перевалочных нефтебаз, НПЗ, пунктов налива и др.).

В зависимости от условного диаметра труб, магистральные нефтепроводы подразделяются на четыре класса. К первому классу относятся магистральные трубопроводы условным диаметром 1000-1420 мм включительно, ко второму — 500-1000 мм, к третьему — 300-500 мм, а к четвертому классу — от 219 до 300 мм.

Объекты и сооружения магистрального нефтепровода

Объекты и сооружения магистрального нефтепровода можно подразделить на линейные и площадочные.

Площадочные объекты

Площадочные объекты — это целый комплекс наземных зданий и сооружений, к которым относят: нефтеперекачивающие станции (НПС), конечный пункт (КП), резервуарные парки (РП), пункты подогрева нефти, нефтеналивные эстакады. Магистральные нефтепроводы большой протяжённости состоят из нескольких эксплуатационных участков, каждый из которых включает 4-8 нефтеперекачивающих станций.

Перекачка нефти в пределах участка ведётся от насосов предыдущей НПС непосредственно к насосам последующей, а между эксплуатационных участками с подключением резервуаров. Кроме того, в начале нефтепровода магистрального и на его конечном пункте сооружаются резервуарные парки.

При транспорте нефти на большие расстояния предусматривается организация эксплуатационных участков, длиной от 400 до 600 км каждый. На границах эксплуатационных участков располагаются промежуточные НПС (ПНПС) с РП, состав которых аналогичен головной НПС (ГНПС), но с резервуарным парком меньшей вместимости.

В конце нефтепровода нефть поступает на конечный пункт — сырьевой резервуарный парк нефтеперерабатывающий завод или крупную перевалочную нефтебазу, из которой происходит отгрузка нефти в железнодорожные цистерны или танкеры.

Линейные сооружения

Линейные сооружения магистрального нефтепровода (собственно, основной элемент магистрального трубопровода) — это сваренные в непрерывную нитку трубы, представляющие собой собственно трубопровод.

Для магистральных трубопроводов применяют цельнотянутые или сварные (прямошовные или спиралешовные) трубы диаметром от 300 до 1420 мм. Толщина стенок труб определяется проектным давлением в трубопроводе, которое может достигать 10 МПа.

На пересечениях крупных рек нефтепроводы утяжеляют закрепленными на трубах железобетонными грузами или сплошным бетонным покрытием и заглубляют ниже дна реки. Кроме основной, укладывают резервную нитку подводного перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод прокладывают в «патроне» из труб. Диаметр патрона на 100-200 мм больше диметра трубопровода.

Для удовлетворения потребностей в нефтепродуктах населенных пунктов, находящихся вблизи трасс нефтепроводов, от них прокладывают ответвления или отводы из труб сравнительно малого диаметра, по которым часть потока нефтепродуктов (периодически) поставляется в эти населенные пункты.

С интервалом 10-30 км в зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливается запорная арматура (линейная задвижка) для перекрытия участков в случае аварии или ремонта. Также, запорная арматура устанавливается на обоих берегах водных преград при их пересечении трубопроводом в две нитки и более, при пересечении водных преград в одну нитку в зависимости от рельефа земной поверхности, примыкающей к переходу, и необходимости предотвращения поступления транспортируемого продукта в водоем.

На линейной части так же могут располагаться пункты подогрева. Подогрев нефти производится в теплообменниках или в печах, работающих на жидком или газообразном топливе. При необходимости транспортировки больших количеств нефти сооружаются многониточные системы нефтепроводов, состоящие из двух и более параллельных линий. Управление режимами работы нефтепровода магистрального осуществляется при помощи автоматизированных систем, включающих диспетчерские пункты, системы телемеханики.

Вдоль трассы проходит линия связи (телефонная, радиорелейная), которая имеет диспетчерское назначение. Ее можно использовать для передачи сигналов телеизмерения и телеуправления.

Располагаемые вдоль трассы станции катодной и дренажной защиты, а также протекторы защищают трубопровод от наружной коррозии, являясь дополнением к противокоррозионному изоляционному покрытию трубопровода.