Размер шрифта:
+A
-A
Режим:
Вернуться в обычный режим
Перейти в режим для слабовидящих

Большому кораблю, большое плавание: КМГ расширяет флот, в планах — морской нефтесервис и строительство судов

12.01.2024

В начале 2023 года АО НК «КазМунайГаз» (КМГ) и портовый и логистический оператор Объединенных Арабских Эмиратов, компания Abu Dhabi Ports Group, подписали Соглашение о стратегическом партнерстве. О том, как развивается сотрудничество двух национальных операторов, о перевозках нефти в Каспийском и открытых морях, планах по судостроительству в Казахстане и участии в транспортном коридоре из Китая в Европу рассказал директор департамента транспортировки и логистики КМГ Ерболат Мендыбаев.

— 2023 год для блока транспортировки АО НК «КазМунайГаз» прошел успешно, реализованы важные проекты в короткие сроки. Один из них сотрудничество с Abu Dhabi Ports Group. Расскажите об основных направлениях сотрудничества.

— В течение 2022-2023 годов блок транспортировки КМГ провел большую работу по кооперации с компанией Abu Dhabi Ports Group. В результате в январе 2023 года КМГ и ADP подписали Соглашение о стратегическом партнерстве в сфере морских и прибережных грузовых перевозок, развития и инвестиций в танкерный и торговый флот в Каспийском регионе. Для реализации Соглашения уже в феврале 2023-го на площадке Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) мы создали совместное предприятие Caspian Integrated Maritime Solutions Ltd (CIMS).

Наше сотрудничество включает четыре перспективных направления. Первое, развитие танкерного и торгового флота для работы в Каспийском море и открытых морях (включая приобретение/строительство нефтеналивного торгового флота, паромов, контейнерных и сухогрузных судов). Во-вторых, развитие флота для поддержки и оказания сервисных услуг для офшорных проектов в Каспийском море, таких как Кашаган, Каламкас-море – Хазар и др. Третье, развитие береговой инфраструктуры, включая строительство судов и объектов портовой инфраструктуры. И четвертое направление, развитие программы подготовки морских специалистов в Республике Казахстан.

По каждому из направлений сотрудничества нам совместно с партнерами предстоит принять окончательные инвестиционные решения. В настоящее время КМГ и ADP рассматривают ряд проектов. Это строительство танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, строительство паромов, приобретение судов снабжения и ЛАРН (ликвидация аварийного розлива нефти – прим.) для морских проектов КМГ в Казахстанском секторе Каспийского моря. Также рассматривается приобретение сухогрузных судов и судна продуктовоза для организации в Черном море транспортировки нефтепродуктов, производимых на нефтеперерабатывающем заводе КазМунайГаза в Румынии (KMG International – прим.).

— Как это отразится на развитии альтернативных маршрутов транспортировки нефти?

— Для исполнения поручения Правительства РК по развитию альтернативных маршрутов транспортировки нефти в 2022 году КМГ и азербайджанская компания SOCAR подписали Соглашение о транзите казахстанский нефти по маршруту Актау – Баку – Джейхан с ежегодным объемом 1,5 млн тонн в год. В марте 2023 года мы начали транспортировку. На данный момент перевозка производится существующими танкерами, которые есть у дочерней компании КМГ, «Казмортрансфлота» (КМТФ) через порт Актау в Баку и далее по территории Азербайджана через трубопроводную систему Баку – Тбилиси – порт Джейхан.

Для увеличения флота для этого маршрута в июне 2023 года СП CIMS приобрело два новых танкера дедвейтом 8 тыс., которые введены в эксплуатацию в декабре. В настоящее время два танкера, которые получили имена Taraz и Liwa, оперируют на маршруте Актау-Махачкала. После установки оборудования СИГ (система инертных газов — прим.) они будут уже работать на маршруте Актау-Баку. Таким образом, развитие альтернативных маршрутов тянет за собой и развитие нашего флота.

Наряду с увеличением флота в Каспийском регионе, мы создали совместный пул танкеров КМТФ/ADP в открытых морях, а именно в Черном и Средиземном морях. Он состоит из четырех танкеров Aframax (два их которых принадлежат КМТФ, еще два — ADP). Сейчас КМГ ведет переговоры с Chevron и «Тенгизшевройл» (ТШО) по заключению долгосрочного договора на транспортировку нефти в открытых морях (с портов Новороссийск и Джейхан). При достижении таких договоренностей будет проработан вопрос расширения пула ещё одним или двумя танкерами Aframax.

— Существующий совместный пул танкеров КМТФ/ADP сейчас чью нефть транспортирует?

— Пока там только наша нефть, в том числе некоторые объемы на долю КМГ в Тенгизе, а также ресурсы наших дочерних предприятий «Озенмунайгаза» и «Эмбамунайгаза». Танкеры принимают эту нефть в порту Новороссийска, которая доставляется туда по трубопроводным системам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Атырау-Самара. Как я сказал, нефть наливается в танкеры в порту Новороссийска и далее направляется на наш нефтеперерабатывающий завод в Румынии.

Как я говорил ранее, продолжается работа по заключению долгосрочного договора по транспортировке нефти в открытых морях, что позволит увеличить наше присутствие как в объемах, так и во флоте.

 Можно ли сказать, что КМГ самостоятельно транспортирует в море основной объем собственной нефти?

— Нет, не всю. У нас не хватает танкеров. Мы транспортируем то, что можем. Для остального объема нанимаем третьи стороны для перевозки нефти.

— Правильно ли я понимаю, что СП CIMS приобрело танкеры для Каспийского моря, но управляет данным флотом КМТФ?

— Верно, танкеры для перевозки нефти в Каспийском море приобрело СП CIMS, но ими оперирует КМТФ. Однако остальным флотом, то есть сухогрузами и паромами, должен заниматься CIMS. Танкерами для перевозки нефти в открытых морях (упомянутый выше пул из 4-х танкеров – прим.) также управляет КМТФ.

Изначально задача CIMS — зайти в обслуживание морских проектов. То есть на обслуживание и оказание услуг, например СКБР (северокаспийская база реагирования на разливы нефти — прим.), ЛАРН (ликвидация аварийного розлива нефти — прим.) для Кашагана, Тенгиза и др., предоставление услуг сервисного флота в морских проектах (предоставление специализированных судов — барж и буксиров с минимальной осадкой, барж с ледовым усилением класса, предоставление услуг по техническому менеджменту судов и др.). Для этого потребуется строительство или приобретение морского флота в Каспийском море (контейнеровозы, паромы, танкерных флот и базы поддержки морских операций).  

В рамках этого направления 2 декабря 2023 года КМГ и ADP подписали Соглашение о принципах по созданию судоремонтного и судостроительного предприятия в Казахстане. На текущий момент мы создаем совместную рабочую группу и будем изучать существующие судоверфи в РК. Потом будем принимать решение по дальнейшему плану развития. В начале 2024 года рабочая группа будет выезжать в Актау и посещать существующие верфи, которые занимаются пока только ремонтом. После изучения станет понятно, что нужно для дальнейшего развития, чтобы построить уже не судоремонтное, а судостроительное предприятие. В Актау есть судоремонтные верфи, но объектов, которые могут построить танкер, паром или сухогруз, таких пока не существует.

— Какие суда сможет выпускать казахстанская судостроительная верфь, если КМГ и ADP примут соответствующие инвестиционное решение? Это суда, которые будут обслуживать морские операции на Каспии или это танкеры, которые оперируют в открытых морях?

— Для перевозки нефти в Каспийском море требуются строительство танкеров  дедвейтом 12 тыс. Как вы знаете, в Казахстане сейчас развивают Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, из Китая в Европу через Каспийское море, в котором задействованы жд и морские коридоры — прим.). ТМТМ предусматривает не только перевозку нефти, но и других товаров. В ТМТМ задействована железная дорога, морские порты и инфраструктура вокруг них. Сегодня для того, чтобы перевозить грузы в Иран и Азербайджан не хватает паромов и сухогрузов.

Кроме этого, я уже упоминал про оказание сервисных услуг для морских проектов. Помимо СКБР и ЛАРН там также требуется выполнять простые операции: возить людей и продукты, требуются суда с минимальной садкой, баржи...

— Сотрудничество с ADP предполагает также трудоустройство казахстанцев в Абу-Даби. Ранее был объявлен набор, а какие результаты?

— В октябре 2023 года КМГ и ADP подписали Соглашение о трудоустройстве казахстанских морских специалистов, в соответствии с которым казахстанцы в течение 5 лет будут работать на объектах ADP. В настоящее время проводится финальный отбор кандидатов, уже есть порядка 50 человек. Один кандидат уже вышел на работу в ADP, остальные проходят курс английского языка и будут вскоре направлены на работу в Абу-Даби.

В заключение хочу сказать, что работа продолжается. Надеемся сотрудничество КМГ и ADP принесет пользу не только КМГ, но и в целом всей транспортной отрасли страны.

Спасибо за интервью!

Беседовала Куралай Абылгазина

При перепечатке — ссылка на источник обязательна.

АО НК «КазМунайГаз»

В начале 2023 года АО НК «КазМунайГаз» (КМГ) и портовый и логистический оператор Объединенных Арабских Эмиратов, компания Abu Dhabi Ports Group, подписали Соглашение о стратегическом партнерстве. О том, как развивается сотрудничество двух национальных операторов, о перевозках нефти в Каспийском и открытых морях, планах по судостроительству в Казахстане и участии в транспортном коридоре из Китая в Европу рассказал директор департамента транспортировки и логистики КМГ Ерболат Мендыбаев.

— 2023 год для блока транспортировки АО НК «КазМунайГаз» прошел успешно, реализованы важные проекты в короткие сроки. Один из них сотрудничество с Abu Dhabi Ports Group. Расскажите об основных направлениях сотрудничества.

— В течение 2022-2023 годов блок транспортировки КМГ провел большую работу по кооперации с компанией Abu Dhabi Ports Group. В результате в январе 2023 года КМГ и ADP подписали Соглашение о стратегическом партнерстве в сфере морских и прибережных грузовых перевозок, развития и инвестиций в танкерный и торговый флот в Каспийском регионе. Для реализации Соглашения уже в феврале 2023-го на площадке Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) мы создали совместное предприятие Caspian Integrated Maritime Solutions Ltd (CIMS).

Наше сотрудничество включает четыре перспективных направления. Первое, развитие танкерного и торгового флота для работы в Каспийском море и открытых морях (включая приобретение/строительство нефтеналивного торгового флота, паромов, контейнерных и сухогрузных судов). Во-вторых, развитие флота для поддержки и оказания сервисных услуг для офшорных проектов в Каспийском море, таких как Кашаган, Каламкас-море – Хазар и др. Третье, развитие береговой инфраструктуры, включая строительство судов и объектов портовой инфраструктуры. И четвертое направление, развитие программы подготовки морских специалистов в Республике Казахстан.

По каждому из направлений сотрудничества нам совместно с партнерами предстоит принять окончательные инвестиционные решения. В настоящее время КМГ и ADP рассматривают ряд проектов. Это строительство танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, строительство паромов, приобретение судов снабжения и ЛАРН (ликвидация аварийного розлива нефти – прим.) для морских проектов КМГ в Казахстанском секторе Каспийского моря. Также рассматривается приобретение сухогрузных судов и судна продуктовоза для организации в Черном море транспортировки нефтепродуктов, производимых на нефтеперерабатывающем заводе КазМунайГаза в Румынии (KMG International – прим.).

— Как это отразится на развитии альтернативных маршрутов транспортировки нефти?

— Для исполнения поручения Правительства РК по развитию альтернативных маршрутов транспортировки нефти в 2022 году КМГ и азербайджанская компания SOCAR подписали Соглашение о транзите казахстанский нефти по маршруту Актау – Баку – Джейхан с ежегодным объемом 1,5 млн тонн в год. В марте 2023 года мы начали транспортировку. На данный момент перевозка производится существующими танкерами, которые есть у дочерней компании КМГ, «Казмортрансфлота» (КМТФ) через порт Актау в Баку и далее по территории Азербайджана через трубопроводную систему Баку – Тбилиси – порт Джейхан.

Для увеличения флота для этого маршрута в июне 2023 года СП CIMS приобрело два новых танкера дедвейтом 8 тыс., которые введены в эксплуатацию в декабре. В настоящее время два танкера, которые получили имена Taraz и Liwa, оперируют на маршруте Актау-Махачкала. После установки оборудования СИГ (система инертных газов — прим.) они будут уже работать на маршруте Актау-Баку. Таким образом, развитие альтернативных маршрутов тянет за собой и развитие нашего флота.

Наряду с увеличением флота в Каспийском регионе, мы создали совместный пул танкеров КМТФ/ADP в открытых морях, а именно в Черном и Средиземном морях. Он состоит из четырех танкеров Aframax (два их которых принадлежат КМТФ, еще два — ADP). Сейчас КМГ ведет переговоры с Chevron и «Тенгизшевройл» (ТШО) по заключению долгосрочного договора на транспортировку нефти в открытых морях (с портов Новороссийск и Джейхан). При достижении таких договоренностей будет проработан вопрос расширения пула ещё одним или двумя танкерами Aframax.

— Существующий совместный пул танкеров КМТФ/ADP сейчас чью нефть транспортирует?

— Пока там только наша нефть, в том числе некоторые объемы на долю КМГ в Тенгизе, а также ресурсы наших дочерних предприятий «Озенмунайгаза» и «Эмбамунайгаза». Танкеры принимают эту нефть в порту Новороссийска, которая доставляется туда по трубопроводным системам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Атырау-Самара. Как я сказал, нефть наливается в танкеры в порту Новороссийска и далее направляется на наш нефтеперерабатывающий завод в Румынии.

Как я говорил ранее, продолжается работа по заключению долгосрочного договора по транспортировке нефти в открытых морях, что позволит увеличить наше присутствие как в объемах, так и во флоте.

 Можно ли сказать, что КМГ самостоятельно транспортирует в море основной объем собственной нефти?

— Нет, не всю. У нас не хватает танкеров. Мы транспортируем то, что можем. Для остального объема нанимаем третьи стороны для перевозки нефти.

— Правильно ли я понимаю, что СП CIMS приобрело танкеры для Каспийского моря, но управляет данным флотом КМТФ?

— Верно, танкеры для перевозки нефти в Каспийском море приобрело СП CIMS, но ими оперирует КМТФ. Однако остальным флотом, то есть сухогрузами и паромами, должен заниматься CIMS. Танкерами для перевозки нефти в открытых морях (упомянутый выше пул из 4-х танкеров – прим.) также управляет КМТФ.

Изначально задача CIMS — зайти в обслуживание морских проектов. То есть на обслуживание и оказание услуг, например СКБР (северокаспийская база реагирования на разливы нефти — прим.), ЛАРН (ликвидация аварийного розлива нефти — прим.) для Кашагана, Тенгиза и др., предоставление услуг сервисного флота в морских проектах (предоставление специализированных судов — барж и буксиров с минимальной осадкой, барж с ледовым усилением класса, предоставление услуг по техническому менеджменту судов и др.). Для этого потребуется строительство или приобретение морского флота в Каспийском море (контейнеровозы, паромы, танкерных флот и базы поддержки морских операций).  

В рамках этого направления 2 декабря 2023 года КМГ и ADP подписали Соглашение о принципах по созданию судоремонтного и судостроительного предприятия в Казахстане. На текущий момент мы создаем совместную рабочую группу и будем изучать существующие судоверфи в РК. Потом будем принимать решение по дальнейшему плану развития. В начале 2024 года рабочая группа будет выезжать в Актау и посещать существующие верфи, которые занимаются пока только ремонтом. После изучения станет понятно, что нужно для дальнейшего развития, чтобы построить уже не судоремонтное, а судостроительное предприятие. В Актау есть судоремонтные верфи, но объектов, которые могут построить танкер, паром или сухогруз, таких пока не существует.

— Какие суда сможет выпускать казахстанская судостроительная верфь, если КМГ и ADP примут соответствующие инвестиционное решение? Это суда, которые будут обслуживать морские операции на Каспии или это танкеры, которые оперируют в открытых морях?

— Для перевозки нефти в Каспийском море требуются строительство танкеров  дедвейтом 12 тыс. Как вы знаете, в Казахстане сейчас развивают Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, из Китая в Европу через Каспийское море, в котором задействованы жд и морские коридоры — прим.). ТМТМ предусматривает не только перевозку нефти, но и других товаров. В ТМТМ задействована железная дорога, морские порты и инфраструктура вокруг них. Сегодня для того, чтобы перевозить грузы в Иран и Азербайджан не хватает паромов и сухогрузов.

Кроме этого, я уже упоминал про оказание сервисных услуг для морских проектов. Помимо СКБР и ЛАРН там также требуется выполнять простые операции: возить людей и продукты, требуются суда с минимальной садкой, баржи...

— Сотрудничество с ADP предполагает также трудоустройство казахстанцев в Абу-Даби. Ранее был объявлен набор, а какие результаты?

— В октябре 2023 года КМГ и ADP подписали Соглашение о трудоустройстве казахстанских морских специалистов, в соответствии с которым казахстанцы в течение 5 лет будут работать на объектах ADP. В настоящее время проводится финальный отбор кандидатов, уже есть порядка 50 человек. Один кандидат уже вышел на работу в ADP, остальные проходят курс английского языка и будут вскоре направлены на работу в Абу-Даби.

В заключение хочу сказать, что работа продолжается. Надеемся сотрудничество КМГ и ADP принесет пользу не только КМГ, но и в целом всей транспортной отрасли страны.

Спасибо за интервью!

Беседовала Куралай Абылгазина

При перепечатке — ссылка на источник обязательна.