ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ
РАЗВИТИИ 2022
Мұрат Бақытжанұлы
БАҒЛАНОВ
Лучший оператор по поддержанию пластового давления ТОО «СП «Казгермунай»
Первое место по итогам профессионального конкурса «Уздік маман – 2022»

Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для закупок; открытость и прозрачность процесса закупок с соблюдением прав и (или) законных интересов поставщиков на коммерческую тайну (до подведения итогов тендера); добросовестной конкуренция среди потенциальных поставщиков, недопущение сговора между участниками закупок; ответственность участников закупок; недопущение коррупционных проявлений; оказание поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в какой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан; приобретение инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг; предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения закупок; соблюдение прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащиеся в закупаемых товарах. Вместе с тем КМГ проводит ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей.

Приверженность к устойчивым закупкам

КМГ следует принципам устойчивого развития при взаимодействии с контрагентами, которые основаны на законности и прозрачности, соблюдении договорных условий, отсутствии коррупции и неприятии любых проявлений нечестности, а также в отборе контрагентов на основе комбинации факторов: лучшей цены, качества и условий, деловой репутации контрагента.

При этом КМГ выдвигает, в свою очередь, встречные обязательства контрагентам по соблюдению требований применимого законодательства, справедливому отношению к сотрудникам, неиспользованию детского труда, обеспечению безопасных условий труда, защите окружающей среды и приверженности иным принципам этического поведения.

Данные условия включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами, в целях соблюдения трудовых прав и создания благоприятных условий труда для граждан Республики Казахстан, защиты прав детей и соблюдения экологической безопасности. По мнению Компании, данные меры помогут уменьшить количество случаев неправомерной деятельности компаний, сотрудничающих с КМГ.

При осуществлении закупок товаров КМГ также устанавливает требования к потенциальным поставщикам о предоставлении сертификатов соответствия системе менеджмента качества.

Общий объем закупок

Общий объем закупок за 2022 год составил 1 085 234 млн тенге без учета НДС.

Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и конкурентных переговоров. По итогам 2022 года сумма конкурентных закупок по заключенным договорам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 512 млрд тенге. Наряду с этим за последние три года доля конкурентных закупок составила 49 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.

Несмотря на стремление развивать конкурентный рынок, доля неконкурентных закупок, осуществляющихся в рамках внутрихолдинговой кооперации и (или) путем одного источника, значительно преобладает.

Конкурентные закупки: в млрд тенге без учета НДС24

Год

Товары

Работы и услуги

Итого

Сумма

Доля, %

Сумма

Доля, %

Сумма

Доля, %

2020

168

15

252

23

420

38

2021

162

15

285

27

447

42

2022

237

23

275

26

512

49

Общая сумма товаров, работ и услуг и доля местного содержания25(млрд тенге)

Год

Товары

Работы и услуги

Итого

Общая сумма (млрд тг)

Доля местного содержания, %

Общая сумма (млрд тг)

Доля местного содержания, %

Общая сумма (млрд тг)

Доля местного содержания, %

2020

472

71

1 354

86

1 826

82

2021

273

57

943

85

1 216

78

2022

410

58

1 290

90

1 700

82

24 К конкурентным закупкам относятся закупки путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и конкурентных переговоров.

25 Местное содержание — это процентное содержание от общей стоимости товаров, работ и услуг (ТРУ) поставщика стоимости ТРУ местного происхождения (с учетом договоров на субподряд), а также доля фонда оплаты труда казахстанских кадров, задействованного в исполнении договора (работы и услуги), от его общего количества.

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Совершенствование закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ.

Действенным инструментом решения данной задачи является реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков.

Предварительный квалификационный отбор (далее – ПКО) – процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Порядком осуществления закупок, осуществляемый посредством анкетирования и аудита.

Основными целями ПКО являются выявление квалифицированных, надлежащим образом отобранных поставщиков, повышение эффективности закупок ТРУ для нужд Портфельных компаний Фонда.

Комиссией Фонда по вопросам предварительного квалификационного отбора, утверждены 24 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок, дочерними и зависимыми организаций КМГ, способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО.

Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену, работая с надежными производителями и поставщиками.

Управление категориями закупок включает в себя:

  • категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
  • разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
  • реализацию закупочных категорийных стратегий;
  • мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
  • развитие поставщиков.

В 2022 году целевые показатели не были установлены в связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации закупочных категорийных стратегий Фонда и Портфельных компаний на основании поручения Центра компетенции Фонда, в лице ТОО «Самрук-Қазына Контракт», но, согласно пунктам 65 и 66 раздела 7 Регламента взаимодействия по управлению категориями закупок между Центром компетенций АО «Самрук-Қазына» по управлению категориями закупок и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, планируется направление годового отчета КМГ за 2022 год в адрес Центра компетенции Фонда не позднее 15 февраля 2023 года.

Объем и выгоды категорийных закупок в 2020–2022 годах

Показатель

2020

202126

2022

Объем категорийных закупок, млн тенге

49 716,04

109 447,54

93 618,92

Выгоды категорийного управления закупками, млн тенге

7 011,23

13 109,53

8 435,32

26 Данные за 2021 год различны с представленными данными в Отчете за 2021 год в связи с утверждением объема и выгод категорийных закупок после утверждения Отчета на Совете директоров.