Экономическая результативность

На фоне совокупного влияния внешних факторов, в 2021 году мы наблюдали постепенное восстановление финансовых показателей Компании на уровень допандемийного периода. Восстановление мирового спроса, а также регулирование нефтяного рынка со стороны ОПЕК+ стали ключевыми факторами роста цен на нефть. Своевременно принятые меры в ответ на внешние вызовы позволили Компании достичь результатов лучше, чем мы прогнозировали.

Чистая прибыль Компании в отчетном периоде составила 1 197 млрд тенге.

В то же время, являясь одним из крупнейших налогоплательщиков в регионах присутствия, КМГ вносит свой вклад в бюджет страны по налогам и другим платежам. В 2021 году выплачено 787 млрд тенге налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Компания также обеспечивает занятостью более 55 тысяч человек в стране, предоставляя не только стабильную заработную плату, но и социальную поддержку работникам и их семьям. Средства, направленные Компанией на социальные отчисления и пенсионные взносы для работников в 2021 году составили 54 млрд тенге.

Участие в программах по поддержке отечественных производителей и увеличение местного содержания в закупках является приоритетной задачей КМГ. По итогам 2021 года общий объем закупок товаров, работ и услуг по Группе компаний КМГ (без учета КТГ) у казахстанских компаний составил 1 216 млрд тенге. Доля местного содержания в закупках составила 78 %.

Планирование и исполнение Бизнес-плана и Бюджета КМГ играет важную роль в повышении стоимости Компании и укреплении ее финансовой устойчивости для всех заинтересованных сторон. Целью планирования в КМГ является обеспечение системы среднесрочного (пятилетнего) и текущего (на один год) планирования деятельности КМГ, в соответствии с приоритетами и целями, определенными Стратегией развития.

Формирование и утверждение консолидированного и отдельного Плана развития и Бюджета КМГ регламентируется Правилами формирования, утверждения, корректировки и мониторинга Плана развития АО НК «КазМунайГаз». Консолидированный Бизнес-план включает в себя планы ДЗО на 5-летний период и регламентируется Правилами разработки, согласования, утверждения и мониторинга бизнес-планов и бюджетов ДЗО АО НК «КазМунайГаз». План развития и Бюджет КМГ формируются в автоматизированной системе планирования, в соответствии с требованиями утвержденной корпоративной учетной политики КМГ и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Руководство КМГ ведет мониторинг исполнения Бизнес-планов на основе ежемесячных, ежеквартальных и годовых управленческих отчетов.

Реализуя свою основную деятельность, КМГ ежегодно вносит существенный вклад в повышение социальноэкономического потенциала страны и в развитие регионов присутствия Компании.

Представленные ниже показатели экономической результативности Компании позволяют оценить этот вклад в экономику страны.

Созданная и распределенная экономическая стоимость

Показатель

Ед. изм

2019

2020

2021

Распределенная экономическая стоимость

Суммарные доходы

млрд тенге

7 970

5 202

6 743

Распределенная экономическая стоимость

Суммарные расходы

млрд тенге

6 812

5 030

5 897

Нераспределенная экономическая стоимость

Прибыль

млрд тенге

1 158

172

1 197

Суммарные доходы – итого выручка и прочие доходы в отчете о совокупном доходе.

Суммарные расходы – итого расходы и затраты в отчете о совокупном доходе.

Показатель

Ед. изм

2019

2020

2021

Прочие налоги и платежи (без КПН)

млрд тенге

1 360

1 068

1 440

Прочие налоги и платежи (с КПН)

млрд тенге

1 522

1 156

1 551

Уплаченный подоходный налог

млрд тенге

162

88

111

Выплаты поставщикам капитала

млрд тенге

318

331

306

Данные взяты из консолидированного отчета о движении денежных средств (прямой метод) КМГ за 2021 год.

Выплаты поставщикам капитала состоят из Дивидендов, выплаченных акционеру, Дивидендов, выплаченных неконтрольной доле участия, Вознаграждения уплаченного и Распределения в пользу АО «ФНБ «Самрук-Қазына».

 

Ед. изм.

2019

2020

2021

Капитальные вложения (по методу начисления)

млрд тенге

505

454

414

КМГ не получал финансовую помощь в денежном выражении от государства за отчетный период и не осуществляет пожертвования на государственные/политические нужды.

Пенсионные планы работников

В соответствии с национальным законодательством пенсионные накопления граждан находятся в Едином накопительном пенсионном фонде. Компания со своей стороны в соответствии с Коллективными договорами организаций выполняет дополнительные обязательства по социальной поддержке неработающих пенсионеров, согласно которым работники при выходе на заслуженный отдых в связи с достижением пенсионного возраста, также после выхода на пенсию получают социальную поддержку в виде материальной помощи к национальным и государственным праздникам Республики Казахстан, в связи с достижением юбилейного возраста, путевок на санаторно-курортное лечение с частичной компенсацией их стоимости и др. В 2021 году оказана материальная помощь неработающим пенсионерам Компании на общую сумму в размере более 2 млрд тенге.

В некоторых предприятиях КМГ реализуется проект по предоставлению работникам предпенсионного возраста возможности раннего выхода на пенсию с выплатой компенсации при расторжении трудовых отношений по соглашению сторон, с работниками, достигшими пенсионного возраста, с выплатой компенсации при расторжении трудовых отношений.

Показатель

Ед. изм.

2019

2020

2021

Социальные отчисления и обязательные пенсионные взносы

млрд тенге

52

53

54

Налоговая учетная политика КМГ

В целях унификации ведения налогового учета в компаниях Группы АО НК «КазМунайГаз» (далее – КМГ), КМГ разработана и внедрена Корпоративная Налоговая учетная политика (далее – Корпоративная НУП).

Корпоративная НУП разработана в соответствии с требованиями налогового законодательства РК во взаимосвязи с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», иными законодательными актами РК и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также внутренними документами, регулирующими деятельность КМГ/ дочерней организации. Положения Корпоративной НУП являются коммерческой и налоговой тайной Группы компаний КМГ.

При наличии противоречий между положениями Корпоративной НУП и нормами налогового законодательства РК либо международных договоров, ратифицированных РК, применяются нормы налогового законодательства либо соответствующего международного договора.

Корпоративной НУП руководствуются КМГ и все его дочерние организации, кроме дочерних организаций:

  • осуществляющих операции по недропользованию в рамках соглашения о разделе продукции, в котором предусмотрен особый стабильный режим налогообложения;
  • в которых КМГ владеет менее 50 % пакетами контрольных акций (доли участия);
  • зарегистрированных за пределами РК, а также филиалов КМГ и филиалов его дочерних организаций, зарегистрированных за пределами РК.

Целью Корпоративной НУП является достижение единообразия налогового учета для формирования в отчетности максимально полной, объективной и достоверной информации с учетом организационных и отраслевых особенностей КМГ и его дочерних организаций.

Задачей Корпоративной НУП является отражение специфики ведения налогового учета Группы компаний КМГ в случаях, когда налоговое законодательство:

  • содержит нормы, требующие или позволяющие делать выбор из нескольких вариантов либо методов, предусмотренных Налоговым кодексом РК;
  • устанавливает только общие нормы и не обеспечивает определенности и конкретики в способах ведения налогового учета, порядка определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
  • требует отражения в НУП отдельных условий и положений.

Корпоративная НУП основывается на следующих принципах Налогового кодекса РК:

  • принцип обязательности налогообложения – КМГ и его дочерние организации обязаны своевременно и правильно исчислить, удержать и уплатить налоги в полном объеме в бюджет Республики Казахстан;
  • принцип справедливости налогообложения – операции КМГ и его дочерних организаций не могут быть подвергнуты двойному налогообложению одним и тем же видом налога и платежа по одному и тому же объекту обложения в один и тот же период;
  • принцип добросовестности КМГ и его дочерних организаций – не допускается извлечение выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговой экономии и уменьшения налоговых платежей.

На основе Корпоративной НУП, КМГ, как и все дочерние компании КМГ, разработана и внедрена Налоговая учетная политика КМГ (далее – НУП КМГ).

Утверждение Корпоративной НУП и НУП КМГ, а также, изменений и дополнений к ним относится к компетенции Правления КМГ.

Изменения и дополнения в Корпоративную НУП и НУП КМГ вносятся в следующих случаях:

  • изменение норм Налогового кодекса РК, затрагивающие порядок налогового учета, установленный положениями Корпоративной НУП;
  • изменения норм Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» или МСФО, затрагивающие порядок налогового учета, установленный положениями Корпоративной НУП;
  • принятые решения КМГ/дочерней организацией изменяют методы и принципы ведения бухгалтерского учета Группы компаний КМГ, оказывающие влияние на порядок ведения налогового учета, определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;
  • принятые решения КМГ/ дочерней организацией приводят к изменению порядка и принципов ведения раздельного налогового учета Группы компаний КМГ и иных положений, в отношении которых Налоговый кодекс РК содержит диспозитивные нормы.

В остальных случаях изменения в Корпоративную НУП и НУП КМГ вносятся по мере необходимости, но не чаще 2 (двух) раз в год.

В своем подходе к налогообложению КМГ при налоговом планировании учитывает особенности коммерческой деятельности КМГ и социальные воздействия такого подхода, которые полностью согласуются со Стратегией развития АО НК «КазМунайГаз» на 2022–2031 годы.

Стратегические цели КМГ на 2022–2031 годы

Связь подхода к налогообложению со стратегическими  целями

Достаточная ресурсная база для обеспечения роста КМГ

Фискальное стимулирование со стороны государственных органов

Повышение эффективности цепочки стоимости КМГ

Проведение переговоров с государством о дальнейшей оптимизации налогового бремени по зрелым месторождениям в целях увеличения добычи на таких месторождениях

Диверсификация бизнеса и расширение портфеля продуктов

Изменения в налоговой среде и возможность получения/продления налоговых льгот и преференций

Устойчивое развитие и поступательное снижение углеродоемкости производства

Урегулирования порядка налогообложения путем получения разъяснений налоговых органов и при необходимости внесения изменений в налоговое законодательство

Стратегия развития КМГ утверждается решением Совета директоров КМГ.

Более подробно о налогах Компании (207-4) изложено в Налоговом Отчете за 2021 год www.kmg.kz/rus/investoram/reporting-and-financial-result

Налоговое администрирование и контроль, управление рисками

Управление рисками в КМГ позволяет предупреждать возникновение рисковых событий, влияющих на достижение стратегических и операционных целей и ограничить их влияние при возникновении. Управление рисками является неотъемлемой частью в процессе стратегического планирования, корпоративного управления КМГ и в поддержании финансовой устойчивости.

Подход по управлению рисками, в т.ч. налоговыми, устанавливается корпоративной системой управления рисками (КСУР).

КМГ интегрировал корпоративную систему управления рисками (КСУР) в ключевые процессы ведения бизнеса и управления Компании. КСУР направлена на достижение оптимального баланса между ростом стоимости КМГ, ее прибыльностью и рисками.

КСУР является ключевым компонентом системы корпоративного управления, направленного на своевременную идентификацию, оценку и мониторинг всех существенных рисков (в т.ч. налоговые риски), а также на принятие своевременных и адекватных мер по снижению уровня рисков.

Действие политики по КСУР КМГ и его дочерних и зависимых организаций (ДЗО) распространяется на все виды деятельности КМГ.

Процесс управления рисками

КСУР призвана служить последовательной и четкой структурой для управления рисками, связанными с деятельностью КМГ. В КМГ выстроен вертикальный процесс управления рисками и функционирование системы управления рисками на всех уровнях управления, начиная с верхнего уровня (КМГ) до линейного уровня (производственное структурное подразделение ДЗО).

Каждое должностное лицо обеспечивает надлежащее рассмотрение рисков при принятии решений.

Риски оцениваются с помощью качественных и количественных инструментов, учитывающих вероятность возникновения и влияния при возникновении риска.

Процесс функционирования КСУР реализуется через семь взаимосвязанных процессов КСУР, интегрированных в бизнес-процессы управления Группой компаний КМГ:

  1. постановка целей (увязка целей стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования);
  2. идентификация рисков/риск-факторов (определение подверженности всех видов деятельности, бизнес-процессов Группы компаний КМГ влиянию рисков, наступление которых может негативно отразиться на способности достичь запланированных целей и реализовать поставленные задачи);
  3. оценка и анализ рисков/риск-факторов (оценка производится с целью определения степени влияния рисков/риск-факторов на достижение КПД. Производственные/непроизводственные риски и соответствующие им риск-факторы анализируются по вероятности их возникновения (вероятности реализации) и степени влияния (потенциального ущерба);
  4. управление рисками (процесс выработки и реализации мер, позволяющих уменьшить негативные последствия и/или вероятность наступления присущих рисков и соответствующих им риск-факторов или получить финансовое возмещение при наступлении убытков, связанных с рисками деятельности Группы КМГ);
  5. мониторинг и отчетность (контроль динамики изменения параметров рисков и эффективности реализации мероприятий и контрольных процедур по управлению рисками. Мониторинг осуществляется службой управления рисками и внутреннего контроля КМГ, ежеквартально на рассмотрение Совета директоров выносится отчет по рискам, консолидированный с учетом покрытия ДЗО КМГ);
  6. информация и коммуникация (позволяет обеспечивать участников процесса управления рисками достоверной и своевременной информацией о рисках, повышает уровень осведомленности о рисках, методах и инструментах по реагированию на риски. Соответствующая информация определяется, фиксируется и предоставляется в установленной форме и в сроки, которые позволяют работникам эффективно выполнять их функции);
  7. внутренняя среда (реализация вышеизложенных компонентов процесса управления рисками способствует развитию риск-культуры в Группе компаний КМГ, основанной на установлении соответствующего «тона на высшем уровне», высоком уровне осведомленности и информированности о рисках, ответственности владельцев рисков/владельцев риск-факторов, активном управлении рисками, и своевременной отчетности. КМГ стремится построить адекватную организационную структуру КСУР, которая способствует эффективному корпоративному управлению, обеспечивает надлежащее разделение обязанностей, полномочий и ответственности за идентификацию, оценку, управление и отчетность по рискам).
Взаимодействие с Советом директоров

На рассмотрение Совета директоров КМГ не реже одного раза в год представляются следующие документы:

  • предложения по риск-аппетиту Компании;
  • консолидированный Регистр рисков;
  • карта рисков;
  • План мероприятий по управлению рисками Компании.

Кроме того, на рассмотрение Совета директоров КМГ ежеквартально выносится отчет по рискам (консолидированный с учетом покрытия ДЗО КМГ), в т.ч. и налоговые риски, который рассматривается и обсуждается надлежащим образом в полном объеме. Совет директоров предпринимает соответствующие меры для приведения действующей системы управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК) в соответствие с принципами и подходами, установленными Советом директоров.

Основными налоговыми рисками в Компании могут являться:

  1. Неоднозначное толкование налогового и таможенного законодательств.
  2. Некорректное составление налоговой отчетности и таможенной декларации на товары.
  3. Несвоевременное представление налоговой отчетности.
  4. Риски, связанные с трансфертным ценообразованием.
  5. Налогообложение контролируемых иностранных компаний (включение суммарной прибыли КИК в налогооблагаемый доход КМГ).
  6. Налогообложение нерезидентов (физических лиц в рамках договоров с нерезидентами).

Основными риск-факторами (причинами) в Компании могут являться:

  1. Внутренние факторы:
    1. Слабое налоговое администрирование ДЗО КМГ;
    2. Несвоевременное предоставление/непредставление в бухгалтерию документов и информации администраторами программ;
    3. Ошибки при составлении налоговой отчетности и таможенного декларирования товаров;
    4. Недостаточный уровень знаний налогового законодательства;
    5. Ненадлежащая налоговая экспертиза соглашений/договоров;
    6. Несвоевременная подготовка/недостаточное обоснование налоговых преференций/изменений в налоговом законодательстве.
  2. Внешние факторы:
    1. Неоднозначное толкование налогового законодательства РК;
    2. Ретроспективное изменение налогового законодательства РК;
    3. Сбои IТ-инфраструктуры налоговых органов;
    4. Неоднозначное толкование законодательства о трансфертном ценообразовании.

Основными мероприятиями предупреждающего воздействия в Компании являются:

  1. Регулярный мониторинг изменений налогового законодательства РК и их учет в работе.
  2. Участие работников в семинарах, форумах, самообучение в области налогового законодательства и трансфертного ценообразования.
  3. Последующий контроль за ведением налогового учета и составлением налоговой отчетности.
  4. Проведение сверки с налоговыми органами на регулярной основе.
  5. Представление заключений налоговой экспертизы по крупным сделкам (согласование проектов договоров).
  6. Получение разъяснений органов государственных доходов по вопросам налогового, таможенного и трансфертного законодательства.
  7. Проведение аудита налоговой отчетности (при необходимости).
  8. Ведение переписки с уполномоченными органами по разъяснению нормативно-правовых актов.
  9. Защита интересов Компании в судебном порядке.
  10. Анализ рисков отклонения цен в крупных сделках (ТЦ).
  11. Мониторинг проектов изменений, инициируемых государственными органами в законодательство о трансфертном ценообразовании.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами и управление проблемами, связанными с налогами

КМГ включен в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с налоговым законодательством.

В КМГ на постоянной основе проводится работа по анализу проблемных вопросов применения налогового законодательства, возникающих в компаниях Группы КМГ, с последующей выработкой предложений по внесению изменений в законодательные акты, а также, инициируются внесения изменений в законодательство РК с целью создания благоприятных условий налогообложения деятельности компаний Группы КМГ, системного совершенствования налогового законодательства, таможенного законодательства Таможенного союза и РК, законодательства РК о трансфертном ценообразовании, а также повышения операционной эффективности и увеличения стоимости КМГ в целом.

Отношения и взаимодействия с государственными органами выстраиваются в рамках норм Налогового кодекса РК, посредством деловой переписки в целях определения правильности налоговой политики, участия во встречах, обсуждениях, организуемых как государственными органами, так и акционером, отраслевыми ассоциациями.

Защита интересов Группы компаний КМГ посредством совершенствования законодательства включает:

  • выработку предложений (в т.ч. обоснований, презентаций и расчетов) по совершенствованию законодательства в части налогообложения;
  • рассмотрение и представление заключений к проектам нормативных правовых актов, разработанных соответствующими государственными органами в части исполнения налогового законодательства и законодательства о недрах и недропользовании;
  • сопровождение законодательных инициатив Группы компаний КМГ путем непосредственного участия в работе консультативно-совещательных органов, действующих при отраслевых ассоциациях (Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (АНК), Ассоциация KAZENERGY, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» (НПП)), в рабочих группах с участием уполномоченных государственных органов Республики Казахстан и Парламента РК.

Реализация инвестиционных проектов

КМГ является национальным лидером нефтегазовой отрасли Казахстана с полной интеграцией на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости. Будучи национальным лидером нефтегазовой отрасли и вертикально интегрированной компанией, КМГ имеет стабильную платформу для своего долгосрочного устойчивого развития. Активы КМГ включают полный цикл цепочки создания добавленной стоимости углеводородов, состоящей из разведки, добычи, транспортировки, переработки и маркетинга. Деятельность ведется на территории Казахстана и Румынии.

В рамках вышеуказанных направлений КМГ реализуются свыше 50 инвестиционных проектов, направленных на прирост запасов углеводородов, создание новых, расширение и обновление действующих производств.

Реализация следующих инвестиционных проектов позволяет внести вклад в устойчивое развитие Казахстана:

Проекты газификации регионов РК, модернизации магистральных и газораспределительных сетей, увеличения ресурсной базы

В 2021 году успешно завершена реализация следующих инвестиционных проектов:

  • Газификация г. Алматы, модернизация, реконструкция газораспределительных сетей г. Алматы Проект способствует улучшению экологической ситуации в Алматы и позволил обеспечить газом около 4 тыс. новых абонентов, более половины которых были подключены к газораспределительной сети к концу 2021 года, причем оставшиеся домохозяйства также имеют доступ к газу и будут подключаться по мере возможности. С начала реализации проекта всего построено 265 километров новых газопроводов, реконструировано 94 километра существующих газопроводов, установлено 35 газорегуляторных шкафных пункта.
  • Строительство газораспределительных сетей 1 и 2 пусковых комплексов 2-й очереди в г. Нур-Султан В рамках 1-го пускового комплекса обеспечена подача газа от АГРС-2 на головной газораспределительный пункт (ГГРП) «Восток» и ГГРП «Юго-восток»; в рамках 2-го пускового комплекса обеспечена подача газа от ГГРП «Восток» в жилые районы Интернациональный, Мичурино, Куйгенжар и на котельные. В 2021 году построены газораспределительные сети общей протяженностью 100,581 км, установлены 5 газорегуляторных блочных пунктов, 5 газорегуляторных шкафных пунктов. Количество планируемых абонентов – 1 644. На конец 2021 года в жилых массивах «Интернациональный», «Мичурино», «Куйгенжар» подключены 71 абонент и 1 коммунально-бытовое предприятие.

В 2021 году начаты работы по приоритетным проектам  КТГ:

  • Газификация местности Сарша и курортной зоны «Теплый пляж» По поручению Президента и Правительства Республики Казахстан в рамках развития туристической отрасли ведется строительство многофункционального гостинично-туристического комплекса в местности Сарша Мангистауской области. Для обеспечения природным газом новых потребителей гостинично-туристического комплекса в местности Сарша и курортной зоны «Теплый пляж» в 2021 г. построен газопровод отвод от магистрального газопровода Жанаозен – Актау протяженностью 85 км с установкой автоматической газораспределительной станции с пропускной способностью – 80,000 м3/час. В 2022 году планируется завершение строительства распределительных сетей до местности Сарша и курортной зоны «Теплый пляж» протяженностью 59 км и двух единиц газорегуляторных блочных пунктов.
  • Строительство Лупинга к существующему МГ Макат – Северный Кавказ. В целях обеспечения стабильного газоснабжения населения и крупных промышленных предприятий г. Атырау и Атырауской области, предотвращения аварийных ситуаций и обеспечения бесперебойного газоснабжения специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» КТГ планирует в период 2021–2023 годов реализовать проект по строительству лупинга на газопроводе Макат – Северный Кавказ.
  • Строительство 2-й нитки магистрального газопровода Бейнеу – Жанаозен. В связи с планируемым увеличением потребления газа в Мангистауской области пропускная способность магистрального газопровода Бейнеу – Жанаозен недостаточна для прокачки прогнозируемых дополнительных объемов газа. В 2021 году начаты работы по реконструкции газотранспортной системы Мангистауской области, что позволит улучшить энергетическую безопасность региона и пропускную способность для удовлетворения растущих потребностей региона в природном газе. Для решения указанных задач КТГ планирует построить вторую нитку магистрального газопровода «Бейнеу – Жанаозен» в период 2021–2023 годов.
  • Строительство магистрального газопровода от УКПГ «Кашаган» до МГ Макат – Северный Кавказ с компрессорной станцией. Также в целях увеличения ресурсной базы и объемов экспорта газа в КНР начат проект по строительству магистрального газопровода от УКПГ «Кашаган» до магистрального газопровода Макат – Северный Кавказ с компрессорной станцией. Данный проект является частью масштабного проекта по строительству газоперерабатывающего завода – установки комплексной подготовки газа (УКПГ) – на месторождении Кашаган, мощностью переработки до 1 млрд куб. м сырого газа в год. В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы, завершение планируется в 2023 году.

В 2021 году продолжились работы по следующим инвестиционным проектам:

  • Строительство магистрального газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент Продолжаются работы в рамках инвестиционного проекта «Строительство магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» с пропускной способностью до 15 млрд м3/год. Транспортируемый по данному газопроводу газ поставляется как для населения регионов РК, так и для экспорта в КНР. В настоящее время все основные объекты газопровода, обеспечивающие необходимую (заявленную) мощность, введены в эксплуатацию. В 2021 года на участке МГ Бозой – Шымкент были введены в эксплуатацию газоизмерительная станция «Бейнеу» и система SCADA 1 очереди. Произведен выкуп компрессорной станции «Туркестан», построенной АО «Интергаз Центральная Азия» (всего на 2021 год выкуплено 2 из 4 построенных станций). В 2022 году планируется завершение мероприятий по расширению ГИС «Бейнеу» и КС «Бозой» и строительство оставшихся объектов 1 и 2 очереди (ремонтно-эксплуатационных участков, системы SCADA и вдольтрассового проезда), выкуп компрессорной станции «Арал», построенной АО «Интергаз Центральная Азия» в рамках расширения мощности газопровода до 15 млрд м3/год.
  • Проведение геологоразведочных работ на структуре Барханная – Султанкудук месторождения Амангельды По разведочной группе в 2021 году завершены сейсморазведочные работы 3Д на площади 690 км2, на текущий момент начаты работы по бурению оценочной скважины №Б-5 на структуре Барханная, по результатам испытания которого будут подсчитаны запасы УВС.
  • Добычная группа проекта «Освоение Амангельдинской группы газовых месторождений» По добычной группе работы ведутся согласно Рабочей программе и ФЭМ, планируется ввод м. Анабай в 2022–2023 годах.
  • Газификация трех населенных пунктов (г. Житикара, с. Тобол и с. Большая Чураковка) Костанайской области Проект начат в 2021 году, предусматривает газификацию некоторых районов города Житикара и сел Тобол и Большая Чураковка. В 2022 году планируется завершить строительство газораспределительных сетей высокого, среднего и низкого давления к этим населенным пунктам общей протяженностью 127,8 км. Проект способствует улучшению экологической ситуации и позволит подключить порядка 3 275 новых абонентов. В 2021 году построено 52,4 км газопроводов, установлено 3 газорегуляторных блочных пункта. Подключено 42 новых абонента.
  • Строительство подводящего газопровода высокого давления и газораспределительных сетей в п. Саймасай, Кайнар, Енбекшиказахского района Алматинской области» (1 и 2 ПК) Планируется газоснабжение потребителей в населенных пунктах Саймасай и Кайнар Енбекшиказахского района Алматинской области (1 150 жилых домов, 36 социальных объектов) с перспективой дальнейшего подключения к газотранспортной сети близлежащих 25-ти населенных пунктов Енбекшиказахского района (12 144 жилых дома, 288 соц. объектов и бюджетных организаций). В рамках Проекта запланировано строительство газораспределительных сетей высокого, среднего и низкого давления общей протяженностью 89,79 км. По итогам 2021 года построено 13 км газопроводов. Завершение Проекта планируется в 2022 году.

Проекты транспортировки нефти

  • Проект «Реверс нефтепровода Кенкияк – Атырау» в рамках объединенного проекта «Вторая очередь второго этапа строительства нефтепровода «Казахстан-Китай» с увеличением производительности до 20 млн тонн нефти в год. Проект нацелен на обеспечение транспортировки западноказахстанской нефти в объеме до 20 млн тонн в год на ПНХЗ, ПКОП и увеличения экспорта нефти в КНР. 30 июня 2021 года осуществлена приемка в эксплуатацию объектов второго пускового комплекса (объекты технологического назначения НПС «Аман»), что обеспечило возможность осуществления транспортировки нефти в реверсном режиме. Полностью все объекты комплекса будут введены в эксплуатацию в марте 2022 года.

Проекты переработки нефти и газа

  • Tazalyq  Подтверждая приверженность лучшим практикам вопросов управления охраной труда, окружающей среды и безопасностью (HSE), в 2020 году ТОО «АНПЗ» продолжило работы по проектированию и строительству новых механических очистных сооружений для завода в рамках проекта Tazalyq. Проект Tazalyq предусматривает модернизацию механических очистных сооружений сточных вод и рекультивацию полей испарения «Тухлая балка», расположенных на левобережье города Атырау, во исполнение экологических требований и органов государственного управления. Экологическим эффектом от реализации новых механических очистных сооружений является ликвидация 8 тыс. м2 открытых площадей испарения паров нефтепродуктов и возврат в собственное производство 15 % очищенных стоков. Экологический эффект рекультивации полей испарения – исключение негативного воздействия на атмосферу, грунтовые воды, местную флору и фауну.

Сроки реализации подпроектов:
1. «Реконструкция установки механических очистных сооружений на Атырауском НПЗ» – 2019–2022 гг.; 2. «Реконструкция канала нормативно-очищенных стоков и рекультивация полей испарения» – 2019–2023 гг.

  • Строительство нового газоперерабатывающего завода в г. Жанаозен Учитывая максимальную степень износа основного технологического оборудования, технических устройств и инженерных сетей действующего газоперерабатывающего завода в г. Жанаозен, существенные риски, связанные с обеспечением безопасных условий труда, соблюдения требований охраны окружающей среды, техногенной угрозы с экологическими последствиями, риски по утилизации газа у недропользователей, риск невозможности обеспечения продуктами переработки газа населения Мангистауской области. В 2021 году разработан pre-FEED проекта, разработано ТЭО проекта и направлено на Госэкспертизу. В 2022 году планируется подписать ЕРС-контракт на строительство завода, разработать ПСД, осуществить заказ оборудования и начать строительно-монтажные работы. Завершение строительства завода запланировано на конец первого полугодия 2024 года.
Проекты водоснабжения
  • КМГ оказывает содействие CITIC ENVIROTECH LTD в реализации проекта по строительству завода по опреснению пластовой воды на месторождении Каражанбас, а также подведение инженерных сетей к заводу по опреснению воды. На текущий момент статус выполнения работ по подведению инженерных сетей составляет 98 %, а самого завода 80,5 %. Также в 2021 году и с начала текущего года все технологическое оборудование по проекту было поставлены, кроме вентиляционной системы завода и химических реагентов (находятся в пути). Общие сроки завершения строительства завода (ОЗПВ) и ввода в эксплуатацию планируются во втором квартале 2022 года.
  • Также КМГ реализовывает проект по увеличению пропускной способности магистрального водовода «Астрахань – Мангышлак» и обновлению изношенного оборудования для удовлетворения существующего дефицита и перспективного роста объема водопотребления Атырауской и Мангистауской областей Республики Казахстан. В рамках 1-й очереди проекта планируется увеличение мощности подачи воды в объеме с 30 100 тыс. м3 /год до 68 388 тыс. м3/год к концу 2024 года. В настоящее время разработана ПСД проекта и проведена работа по обеспечению финансирования проекта.
  • КМГ реализует проект по строительству завода по опреснению морской воды с магистральным трубопроводом в районе зоны отдыха Кендерли мощностью 50 тыс. м3 в сутки, согласно Комплексному плану развития Мангистауской области. Целью данного завода является обеспечение питьевой водой населения г. Жанаозен для удовлетворения существующего дефицита воды. Сроки завершения строительства завода планируются в конце 2024 года.

Практики закупок

Обеспечение эффективной закупочной деятельности со стремлением соответствовать принципам устойчивого развития является неотъемлемой частью деятельности КМГ, которая способствует достижению стратегических и операционных целей.

Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.

Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности на основе самых передовых международных стандартов и технологий в закупочных процедурах Группы компаний КМГ применяется портал «Информационная система электронных закупок» https://www.skc.kz/ru/regulations/ (далее — ИСЭЗ), обеспечивающий беспрепятственный доступ (за отдельными исключениями, в первую очередь связанными с государственной тайной) к информации о закупках всем заинтересованным лицам, равенство возможностей для всех участников закупок.

ИСЭЗ позволяет автоматизировать и стандартизировать все процедуры закупочного цикла (от процесса планирования до управления договорами), сократить время при выполнении задач и ослабить степень влияния человеческого фактора. Электронные закупки облегчают доступ на рынок и, таким образом, способствуют повышению эффективности, росту конкуренции и снижению административной нагрузки и операционных расходов.

Помимо публичного распространения информации о закупках, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и условиях заключения договоров, ИСЭЗ позволяет заблаговременно установить требования для участия в конкурентных закупках, включая критерии отбора и правила проведения торгов, и их публикацию. При этом ИСЭЗ обеспечивает эффективную систему внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок в случае несоблюдения правил или процедур, установленных нормативными документами.

Кроме того, ИСЭЗ интегрирована с государственными базами данных, что позволяет экономить ресурсы участникам закупок: время, огромное количество бумаги на подготовку тендерной документации, денежные средства для подготовки нотариально заверенных копий документов, почтовых расходов на пересылку документации, командировочных расходов.

Общий объем закупок

Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. В связи с этим предусмотрена ответственность руководящих работников КМГ и дочерних и зависимых обществ (ДЗО), в том числе посредством установления целевого индикатора в Карте ключевых показателей деятельности (КПД) руководителей.

Несмотря на стремление развивать конкурентный рынок, доля неконкурентных закупок, осуществляющихся в рамках внутрихолдинговой кооперации и (или) путем одного источника, значительно преобладает, что связано, главным образом, с отсутствием конкурентной среды (например, транспортировка нефти магистральными трубопроводами, переработка нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах и т. д.) и необходимостью обеспечения социальной обстановки в регионах дислокации (например, закупки нефтесервисных услуг).

За отчетный период общая сумма поставленных товаров, работ и услуг (с учетом годовых и долгосрочных закупок) составила 1 216 млрд тенге, из них 78 % приходится на долю местного содержания.

ОБЩАЯ СУММА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ И ДОЛЯ МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ, МЛРД ТЕНГЕ

Год

 Товары

Работы и услуги

Итого

 

Общая сумма (млрд тг.)

Доля местного содержания, %

Общая сумма (млрд тг.)

Доля местного содержания, %

Общая сумма (млрд тг.)

Доля местного содержания, %

2019

473

63

1 659

83

2 132

81

2020

472

71

1 354

86

1 826

82

2021

273

57

943

85

1 216

78

Примечание: Отдельно по выведенной Группе компаний КТГ общая сумма товаров, работ и услуг и доля местного содержания за 2021 год: товары – 201 млрд тенге, доля МС – 97 %, работы и услуги – 341 млрд тенге, доля МС – 86 %, Общая сумма 541 млрд тенге, доля МС – 90 %.

Снижение доли местного содержания в закупке товаров на 14 % по сравнению с 2021 годом обусловлено выводом из структуры КМГ в начале 2021 года КТГ (покупка газа).

Указанные выше показатели отражают консолидированные данные по всем дочерним организациям КМГ, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) прямо или косвенно принадлежат КМГ на праве собственности или доверительного управления, и которые являются субъектами процедур закупок, регулируемых АО «Самрук-Қазына».

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Международная практика в области закупочной деятельности демонстрирует широкое развитие механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков. Постоянное совершенствование в закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ.

Предварительный квалификационный отбор (ПКО) — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии со Стандартом   , осуществляемый посредством анкетирования и аудита.

Основными целями ПКО являются:

  1. организация простого, прозрачного и эффективного процесса оценки поставщиков по установленным квалификационным критериям;
  2. поддержка реальных местных производителей;
  3. повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг (ТРУ);
  4. сокращение сроков проведения и упрощение закупочных процедур.

ПРОЦЕДУРА ПКО

* Сформированный перечень ПКО после проведения сбора информации от потенциальных поставщиков и прохождения всеми потенциальными поставщиками этапов процедуры ПКО.
Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену, работая с надежными производителями и поставщиками.

Управление категориями закупок включает в себя:

  • категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
  • разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
  • реализацию закупочных категорийных стратегий;
  • мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
  • развитие поставщиков.

По КМГ в 2021 году объем категорийных закупок составил 117 436,49 млн тенге (без учета КТГ). При применении данного метода планируется достичь экономического эффекта при закупке товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории в сумме 13 527 млн тенге.

ОБЪЕМ И ВЫГОДЫ КАТЕГОРИЙНЫХ ЗАКУПОК В 2019–2021 ГОДАХ:

Показатель

2019

2020

2021

Объем категорийных закупок, млн тенге

41 531,68

49 716,04

117 436,49

Выгоды категорийного управления закупками, млн тенге

4 101,81

7 011,23

6 494,76

Импортозамещение

Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу по импортозамещению в рамках реализации государственной программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств, посредством заключения оффтейк-договоров. Основной целью программы является поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, а также технологическое перевооружение с целью выпуска продукции, востребованной компаниями группы АО «Самрук-Қазына».

Механизм оффтейк-договоров предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено в результате реализации проекта.

Приверженность к устойчивым закупкам

Принципы в области устойчивого развития КМГ нашли отражение в осуществлении взаимодействия с контрагентами на основе законности и прозрачности, соблюдения условий договоров, неподкупности и нетерпимости к любым проявлениям коррупции, а также в отборе контрагентов на основе комбинации факторов: лучшей цены, качества и условий, деловой репутации контрагента.

При этом КМГ выдвигает, в свою очередь, встречные обязательства контрагентам по соблюдению требований применимого законодательства, справедливого отношения к работникам, неиспользование детского труда, обеспечение безопасных условий труда, защиты окружающей среды и приверженности иным принципам этического поведения.

Данные условия включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами, в целях соблюдения трудовых прав и создание благоприятных условий труда граждан Республики Казахстан, защиты прав детей и соблюдения экологической безопасности. По мнению КМГ, данные меры помогут уменьшить количество случаев неправомерной деятельности компаний, сотрудничающих с КМГ.

При осуществлении закупок товаров КМГ также устанавливает требования к потенциальным поставщикам о предоставлении сертификатов соответствия системе менеджмента качества.

Взаимодействие с подрядными организациями и обеспечение социально-трудовых прав работников подрядных организаций

В целях обеспечения соблюдения установленных гарантий в области трудовых отношений для работников подрядных организаций утвержден Типовой регламент по деятельности при взаимодействии ДЗО с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на объектах КМГ и в настоящее время ведется работа по внедрению его в ДЗО КМГ. Регламент обязателен для исполнения ДЗО при заключении и мониторинге исполнения договоров с подрядными организациями, имеющими собственный персонал и будет являться составной частью договоров ДЗО с подрядными организациями. Основной целью указанного Регламента является обеспечение социально-трудовых прав работников подрядных организаций.

Ситуация в ДЗО находится под постоянным мониторингом КМГ и сохраняет относительную стабильность. Осознавая потенциальные негативные последствия, вызванные простоем подрядных организаций в период пандемии, КМГ были приняты меры по максимальной поддержке подрядных организаций через выделение объемов работ для сохранения занятости персонала, поддерживая баланс между интересами компании и социально-экономической ситуацией.

Для повышения заработной платы работников подрядных организаций КМГ рекомендует ДЗО устанавливать требования к подрядчикам на этапе заключения договоров, чтобы месячные тарифные ставки/должностные оклады работников подрядных организаций не были ниже 70 % от месячных тарифных ставок/должностных окладов аналогичных наименований профессий ДЗО КМГ и внедрения минимального социального пакета. В этих целях, группа КМГ в 2021 году выделила средства на сумму 3,8 млрд тенге.

Антиконкурентное поведение

За отчетный период в отношении организаций из Группы компаний КМГ возбуждено 26 административных дел в связи с нарушениями антимонопольного законодательства (все в отношении ДЗО).

Из них 1 административное дело рассмотрено частично в пользу ДЗО, 12 административных дел рассмотрены не в пользу ДЗО, 13 дел находятся на рассмотрении.

Гражданских дел, связанных с антиконкурентным поведением, нарушениями антитрастового и антимонопольного законодательства не имеется.

Социально-экономическое соответствие

Гражданских и административных дел, где предметом тяжб/нарушении были несоответствие с законодательными и нормативными актами в сфере социального и экономического регулирования, а также споры с местными общинами не имеется.