Соблюдение прав человека и социальная поддержка

Социальная стабильность

Компания строго выполняет требования трудового законодательства РК и не нарушает его нормы, в соответствии с которыми никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям. Фактов дискриминации в отчетном периоде не зафиксировано.

Нами не используется детский труд, не практикуется принудительный труд, признаются равные права всех работников, независимо от их расы, религии и пола.

Каждый работник Компании имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Кроме того, Компания активно участвует в переговорах с работниками по заключению, изменению, дополнению коллективного договора, строго соблюдает сроки проведения переговоров и обеспечивает работу соответствующих совместных комиссий, предоставляет информацию, необходимую для проведения переговоров, строго выполняет условия положений коллективного договора.

Согласно трудовому законодательству, любой работник имеет право на участие через своих представителей в коллективных переговорах и разработке проекта коллективного договора, а также ознакомление с подписанным коллективным договором.

Каких-либо ограничений прав на свободу ассоциации и ведения коллективных переговоров по видам деятельности либо территориальному признаку, в деятельности Компании не предусмотрено. Мы, как социально ответственная компания, полностью поддерживаем это право и создаем благоприятную среду для реализации права работников на свободу в объединения.

В целях унификации разработана Типовая форма коллективного договора, которая устанавливает единые принципы для организации оплаты труда, оказания социальной поддержки, условий труда, режима работы и отдыха и т. д. В Типовой форме коллективного договора пошагово прописан алгоритм разрешения коллективных трудовых споров, в случае их возникновения. Типовые требования к разработке коллективных договоров по Группе КМГ позволяют построить трудовые отношения на законодательной основе, не допускать необоснованного завышения или уменьшения льгот для работников, рекомендовать последовательные действия при возникновении трудовых споров в целях предотвращения конфликтов и снятия напряженности.

С целью поддержания социальной стабильности в трудовых коллективах предприятий, входящих в Группу КМГ, Компанией реализуется комплекс мер, направленных на профилактику возникновения недовольства и напряженности среди работников ДЗО. Принимаемые меры позволяют контролировать ситуацию на предприятиях и обеспечивать непрерывность производственного процесса.

Так, значительный вклад в поддержание социальной стабильности трудовых коллективов вносят вопросы социальной поддержки работников.

По Группе КМГ на сегодняшний день в 2414 производственных предприятиях заключены коллективные договоры. В 2021 году количество работников Группы компаний КМГ, охваченных коллективными договорами, составило около 43 тыс. человек15 (в 2020 году – 56 066, в 2019 году – 58 710 человек) (без учета КТГ и его ДЗО).

Всеми коллективными договорами предприятий КМГ всего предусмотрены более тридцати пяти видов социальной поддержки для работников и членов их семей, а также неработающих пенсионеров.

14 КТГ за 10 мес. – 7 договоров

15 КТГ за 10 мес. – 13 110 чел

Социальный пакет

КМГ предоставляет своим работникам гарантированный социальный пакет, который включает в себя различные виды социальных пособий, гарантий и компенсаций: материальная помощь на оздоровление к трудовому отпуску, выплаты в связи с беременностью и родами, ежемесячные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, компенсация при расторжении трудового договора в случае невозможности перевода на другую работу, в связи с общей утратой трудоспособности, получением инвалидности, единовременная выплата в связи со смертью работника на организацию похорон, единовременная выплата семье погибшего работника в результате несчастного случая на производстве. Компания также предоставляет социальные гарантии на добровольное медицинское страхование на случай болезни и организацию отдыха детей работников в детских оздоровительных лагерях Казахстана.

Кроме того, работникам могут предоставляться дополнительные виды социальной поддержки. Данные виды социальной помощи закреплены в коллективных договорах либо предусмотрены внутренними нормативными документами предприятия. К таким выплатам относятся выплаты в связи с достижением юбилейного, пенсионного возраста, в связи с заключением брака, краткосрочные отпуска при вступлении в брак, в связи с рождением ребенка, в связи со смертью родных с сохранением заработной платы, на лечение и оплату медицинских операций, в случае, если затраты на лечение превышают лимит, установленный программой страхования, работникам-инвалидам, детям-инвалидам работника, остро нуждающимся работникам, для приобретения школьных принадлежностей к первому сентября, помощь остро нуждающимся работникам и др.

В 2021 году в Группе КМГ сохранены все социальные выплаты и гарантии и выплачены в соответствии с коллективными договорами. В целом за 2021 год социальная поддержка работников и неработающих пенсионеров оказана на сумму более 22 млрд тенге. В текущем году снижение размеров социальной поддержки работников не планируется.

При изменении условий труда Компания письменно уведомляет работника не позднее чем за пятнадцать календарных дней. Минимальный период уведомления в отношении значимых изменений в деятельности Компании составляет 4 недели.

Для КМГ реализация внутренних социально ориентированных программ занимает особое место. В их продвижении в первую очередь делается акцент на создание благоприятных условий для работников Компании. Это меры материального стимулирования, закрепления и повышения профессионального роста, обеспечения безопасности труда. В зоне особого внимания – вопросы предупреждения социальной напряженности, возникновения трудовых споров и конфликтов.

Внутренние коммуникации

Налажена постоянная конструктивная связь с работниками и их представителями. Единая система внутренних коммуникаций призвана повысить эффективность «обратной связи». На всех предприятиях проводятся обязательные плановые встречи руководства с трудовыми коллективами по обсуждению социальных, бытовых, производственных вопросов.

Основной задачей системы внутренних коммуникаций является своевременное информирование работников о целях и задачах деятельности, доведение текущей ситуации в организации до работников, а также возможность «услышать» вопросы, поднимаемые работниками.

Основными инструментами внутренних коммуникаций являются отчетные встречи первого руководителя с трудовыми коллективами, встречи руководства предприятий с профсоюзами, прием работников первым руководителем по личным вопросам и т. д.

Одним из важных факторов социального самочувствия работников кроме вопросов оплаты труда, социальной поддержки являются условия труда, в том числе социально-бытовые вопросы. На месторождениях, особенно где применяется вахтовый метод работы, обеспечены достойные условия проживания, санитарно-гигиенические помещения, столовые, места для отдыха и досуга, спорта.

Кроме того, в 2021 году Центром социального взаимодействия и коммуникаций АО «Самрук-Қазына» проведен ежегодный замер Индекса социальной стабильности (ИСС). Согласно проводимым исследованиям социальной стабильности, интегральный показатель социальной стабильности в Компании за 2021 год составил 79 процентов.

По итогам исследования по всем выявленным тревожным зонам по каждому предприятию будут разработаны Планы мероприятий по минимизации и исключению тревожных зон, выявленных в ходе определения показателей социальной стабильности, которыми охватываются выявленные проблемы сферы деятельности предприятий, влияющие на социальное самочувствие работников (внутренние коммуникации, качество питания, бытовые условия, обеспечение средствами индивидуальной защиты, обучение, карьерный рост и т. п.).

Также в 2021 году проведен опрос вовлеченности и удовлетворенности административно-управленческих работников Корпоративного центра КМГ, он составил за отчетный период 83 % (за 2020 год – 81 %, 2019 год – 62 %).

Во всех производственных предприятиях КМГ регламентирована возможность каждого работника обратиться с вопросами к руководству предприятия и своевременно получить ответ путем внедрения инструментов внутренних коммуникаций, согласно которым системно два раза в год проводятся отчетные встречи первых руководителей с трудовыми коллективами, встречи руководителей с профсоюзом.

В 2021 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране отчетные встречи первых руководителей с трудовыми коллективами проведены в онлайн-формате.

Также в целях создания и поддержания эффективных механизмов прямых коммуникаций между работодателями и работниками в ДЗО, своевременного информирования работников о целях и задачах деятельности в ДЗО, доведения текущей ситуации в организации до работников, формирования позитивного образа предприятия у работников, отслеживания параметров социально-психологического климата в трудовых коллективах в ДЗО осуществляется прием работников первыми руководителями ДЗО по личным вопросам, в каждом ДЗО созданы блог Первого руководителя, корпоративный информационный сайт, установлены мониторы для видеообъявлений для доведения внутрикорпоративной информации до трудовых коллективов. Для информирования работников оперативными объявлениями и сообщениями применяются информационные стенды.

Ежеквартально проводятся встречи руководства с профсоюзом ДЗО по наиболее актуальным вопросам касательно выполнения коллективного договора, состояния трудовой дисциплины, рассмотрения обращений трудового коллектива, вопросов безопасности и охраны труда, предоставления социальных льгот и компенсаций и другим социально значимым вопросам на предприятии.

Профсоюзы

Взаимодействие Компании с профсоюзами осуществляется в рамках социального партнерства, установленного трудовым законодательством на отраслевом и региональных уровнях. На отраслевом уровне основные параметры взаимодействия (социальные гарантии, вопросы организации труда, принципы оплаты труда, занятости, гендерной и молодежной политики, безопасности и охраны труда, предупреждение и разрешение трудовых конфликтов и т. д.) определены в Отраслевом соглашении в нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях РК на 2020–2022 годы, в разработке которого активно принимали представители КМГ и его предприятий.

В Группе КМГ действует 28 профсоюзных комитетов с учетом локальных профсоюзов, которые защищают интересы более 35 тысяч работников (без учета КТГ и его ДЗО).

На региональном уровне функционируют областные комиссии по социальному партнерству, в рамках которых, помимо региональных вопросов занятости и охраны труда, рассматриваются также конкретные коллективные трудовые споры. Во всех компаниях КМГ созданы и действуют согласительные комиссии.

Программа КМГ по управлению здоровьем персонала

В рамках стратегической цели «Устойчивое развитие и поступательное снижение углеродоемкости производства» Стратегии развития АО НК «КазМунайГаз» на 2022–2031 годы запланирована реализация стратегической инициативы «Управление здоровьем персонала».

В 2021–2022 годах в девяти ДЗО АО НК «КазМунайГаз» (КГМ, ЭМГ, АНПЗ, КТО, КТМ, КОА, ОМГ, ММГ, КБМ) проведена диагностика процессов управления здоровьем в разрезе добровольного медицинского страхования/обслуживания и промышленной медицины.

В результате разработан проект Концепции Программы по управлению здоровьем персонала КМГ с инициативами, ориентированными на три основных направления:

  • борьба с пандемией и ее последствиями;
  • профилактика профессиональных заболеваний;
  • повышение осведомленности и мотивации работников к здоровому образу жизни путем применения цифровых инструментов.

Целью Концепции является создание прозрачного процесса за управлением здоровья работников в Группе компаний КМГ и совершенствование системы медико-профилактического обеспечения (сохранение, укрепление и улучшение здоровья).

Основные задачи Программы КМГ по управлению здоровьем персонала, которую Компании предстоит разработать в 2022–2023 годах в рамках Стандартов по медицинскому обслуживанию и промышленной медицины:

  • Оптимизация противоэпидемических мер борьбы с пандемией и ее последствиями в соответствии с действующими НПА и с учетом специфики работы Группы компаний;
  • Снижение риска развития профессиональных заболеваний путем внедрения эффективной системы медицинского обслуживания работников Группы компаний с принципами комплексного подхода и использования всех возможностей предоставляемых медицинских услуг здравоохранения РК;
  • Разработка механизмов усиления вовлеченности и мотивации работников Компании к здоровому образу жизни.