RU
НАШ ПРОГРЕСС

Реализуя свою основную деятельность, КМГ ежегодно вносит существенный вклад в повышение социально-экономического потенциала страны и в развитие регионов присутствия Компании.

По итогам 2019 года, Компания показала устойчивый рост производственных и финансовых показателей. Так, чистая прибыль КМГ увеличилась на 67% в сравнении с прошлым отчетным периодом и составила 1 158 млрд тенге (3 026 млн долл. США).

В то же время, являясь одним из крупнейших налогоплательщиков в регионах присутствия, КМГ вносит свой вклад в бюджет страны по налогам и другим платежам. В 2019 году выплачено 1 522 млрд тенге (4 млрд долл. США) налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В то же время, являясь одним из крупнейших налогоплательщиков в регионах присутствия, КМГ вносит свой вклад в бюджет страны по налогам и другим платежам. В 2019 году выплачено 1 522 млрд тенге (4 млрд долл. США) налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Участие в программах по поддержке отечественных производителей и увеличение местного содержания в закупках является приоритетной задачей КМГ. По итогам 2019 года общий объем закупок товаров, работ и услуг по Группе компаний КМГ у казахстанских компаний составил 2 004,7 млрд тенге, что составляет 94% от общей суммы закупок. Доля местного содержания в закупках составила 81%.

Представленные ниже показатели экономической результативности Компании позволяют оценить этот вклад в экономику страны.

Принцип 10. Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество

Созданная и распределенная экономическая стоимость
Социальная поддержка работников

В соответствии с национальным законодательством пенсионные накопления граждан находятся в Едином накопительном пенсионном фонде. Пенсионные накопления состоят из: минимальной пенсионной ставки, гарантированной государством, из индивидуальных пенсионных накоплений (ежемесячный взнос 10% от заработной платы) и дополнительных региональных надбавок.

В дополнение к государственной программе социального и пенсионного обеспечения, в Группе КМГ реализуется пенсионная программа для неработающих пенсионеров, согласно которой работники, после выхода на заслуженный отдых, могут получить определенную материальную поддержку.

В некоторых нефтесервисных организациях Группы компаний КМГ реализуется проект по предоставлению работникам предпенсионного возраста возможности раннего выхода на пенсию с выплатой компенсации при расторжении трудовых отношений по соглашению сторон, а с работниками, достигшими пенсионного возраста — с выплатой компенсации при расторжении трудовых отношений. За 2019 год расходы на социальную поддержку работников Группы компаний КМГ составили 22 млрд тенге аналогично с прошлым годом, включая социальную помощь неработающим пенсионерам.

Социальная поддержка работников группы компаний КМГ, млрд тенге
Реализация инвестиционных проектов

Основные значимые инвестиции в инфраструктуру страны КМГ осуществляет через свою дочернюю организацию АО «КазТрансГаз» (КТГ). Компания является основной газоэнергетической и газотранспортной компанией РК, представляющей интересы государства как на отечественном, так и зарубежном газовом рынке. В рамках программы газификации регионов КТГ продолжает работы по газификации и модернизации населенных пунктов РК.

В 2019 году успешно завершена реализация следующих инвестиционных проектов:

1. Строительство магистрального газопровода «Сарыарка». I-этап. Участок «Кызылорда — Астана»

Газопровод, берущий начало в Кызылординской области, позволит транспортировать газ в объеме до 2,2 млрд м3 в год для обеспечения стабильных поставок отечественного природного газа населению г. Нур-Султана, Караганды, Темиртау, Жезказгана и вдоль трассы магистрального газопровода. Согласно прогнозу, ожидается подключение к газу около 2,7 млн человек из 171 населенного пункта.

Переход от традиционных источников топлива на природный газ окажет позитивное влияние на экологическое состояние на территориях населенных пунктов, снизив выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сохранение земельных и водных ресурсов.

2. Модернизация, реконструкция и новое строительство газораспределительных сетей населенных пунктов Мангистауской области

Проект направлен на модернизацию и реконструкцию, а также строительство газовых сетей Мангистауской области с целью улучшения надежности и повышения качества услуг, устранения нехватки газа для потребителей.

В рамках проекта газифицированы 5 населенных пунктов: жилой массив Батыр Мунайлинского района, с. Жарма и Баскудык Мангистауского района, с. Боранколь Бейнеуского района, 18 улиц в с. Бейнеу Бейнеуского района, 2 аула в с. Боранколь Бейнеуского района.

В 2019 году выполнены работы по укладке 24,863 км газопроводов, установлено ПГБ 4 ед., выполнены работы по капитальному ремонту антикоррозионного покрытия межпоселкового газопровода высокого давления Актау — Форт-Шевченко. Проект позволил построить и модернизировать всего 1 347 км газопроводов (из них 647 км построено новых), установлено 6 автоматических газораспределительных станций, 34 шкафных газорегуляторных пункта и 45 пунктов газорегуляторных блочных. Проект дал прирост 2,5 тыс. новых абонентов.

3. Модернизация газораспределительных сетей г. Тараз. Цель проекта — модернизация газораспределительных сетей города Тараз с целью повышения технической надежности и безопасности эксплуатации газораспределительных сетей.

В результате реализации проекта устранена проблема недостаточного давления газа у потребителей, в 1,5 раза повысив пропускную способность системы газоснабжения. Построены газопроводы в частном секторе города протяженностью 899 км, установлены 19 409 индивидуальных шкафных пунктов, 149 газорегуляторных шкафных пунктов, 1 пункт газорегуляторный блочный. Переподключено на новую систему газоснабжения 34,6 тыс. абонентов частного сектора, 50 тыс. абонентов коммунальных квартир. В частном секторе внедрены счетчики со встроенными смарт-картами и термокорректорами, позволяющими вести более точный учет газа.

4. Строительство дожимной компрессорной станции (ДКС) на перемычке TIP-02 между МГ «БГР — ТБА» и МГ «Казахстан — Китай»

Пропускная способность ДКС увеличена с 2 до 3,5 млрд м3 в год. Проект имеет стратегическое значение, его реализация позволит подавать газ в магистральный газопровод Казахстан — Китай через магистральный газопровод БГР — ТБА для экспорта в КНР и бесперебойного обеспечения газом г. Алматы в обход киргизского участка МГ БГР — ТБА.

Также в 2019 году КМГ, наряду с модернизацией газораспределительных сетей в населенных пунктах, завершил остаточные работы по модернизации НПЗ. Благодаря завершившейся модернизации ведущих нефтеперерабатывающих предприятий Казахстана — Атырауского, Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов — увеличилась мощность и глубина переработки сырой нефти, обеспечено высокое качество нефтепродуктов по стандартам К-4 и К-5 (Евро-4, Евро-5), что позволило не только устранить их дефицит в стране, но и направить на экспорт.

Прогресс в реализации инвестиционных проектов по итогам 2019 года и новые проекты:

1.Принято решение совместно с партнерами расширить мощности МГ Бейнеу — Бозой — Шымкент до 15 млрд м3 в год по итогам результатов ТЭО.

2.Газификация г. Алматы, модернизация, реконструкция газораспределительных систем г. Алматы. В 2019 году в рамках газификации построено 265 км новых газопроводов, реконструировано 76 км существующих газопроводов, установлен 21 шкафной пункт.

Проектом предусмотрена газификация жилых районов/участков с частными домами г. Алматы (Медеуский, Алатауский, Жетысуйский, Бостандыкский, Алмалинский, Турксибский, Наурызбайский районы), что позволит улучшить экологическую обстановку в городе, подключить к газоснабжению порядка 4,1 тыс. новых абонентов со среднегодовым потреблением 15,8 млн м3 газа.

3.Первый этап реверса участка нефтепровода Кенкияк — Атырау производительностью до 6 млн тонн в год. Проект нацелен на обеспечение транспортировки западноказахстанской нефти в объеме до 6 млн тонн в год на ПНХЗ, ПКОП и увеличения экспорта нефти в КНР. В рамках проекта в 2019 году завершены строительно-монтажные работы по 1‑му пусковому комплексу и начаты работы по строительству объектов 2‑го пускового комплекса.

4.Принято решение о разработке ТЭО по проекту «Ертыс» на ПНХЗ, который направлен вырабатывать зимние сорта дизельного топлива с температурой помутнения –32ºС и ниже.

5.Подтверждая приверженность лучшим практикам вопросов управления охраной труда, окружающей среды и безопасностью (HSE), в 2019 году АНПЗ приступил к проектированию и строительству новых очистных сооружений для завода в рамках проекта «Tazalyk». Модернизация очистных сооружений будет вестись в 2 этапа: модернизация и реконструкция первой линии механической очистки — 2019–2021 гг. и реконструкция биологической очистки сточных вод и строительство блока доочистки — 2019–2023 гг.

В целях расширения экспортного потенциала, планируется продолжение работ по реализации следующих инвестиционных проектов:

1.Строительство магистрального газопровода Бейнеу — Бозой – Шымкент пропускной способностью до 15 млрд м3/год.

На текущий момент достигнутая мощность магистрального газопровода составляет 13 млрд м3/год. В 2020 году планируется завершение мероприятий по расширению ГИС «Бейнеу», ГИС «Акбулак» и КС «Бозой», что позволит довести мощность газопровода до 15 млрд м3/год.

2.Строительство 4 компрессорных станций (КС).

В феврале 2019 года на участке МГ Бозой — Шымкент введены в эксплуатацию компрессорные станции «Арал», «Коркыт-Ата» и «Туркестан». Мощность газопровода МГ Бейнеу — Бозой — Шымкент доведена до 13 млрд м3 в год.

В 2020 году планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию КС «1А».

Практика закупок

Одним из принципов закупок является предоставление всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе закупок.

Процедуры закупок КМГ в 2019 году регулировались Правилами закупок товаров, работ и услуг АО «Самрук-Қазына», которые размещены на веб-сайте АО «Самрук-Қазына».

При этом действующая система закупок товаров предусматривает проведение открытого тендера либо закупок способом запроса ценовых предложений, в том числе только среди товаропроизводителей закупаемого товара, состоящих в Реестре товаропроизводителей Холдинга, а также только среди организаций инвалидов, производящих закупаемый товар, состоящих в Реестре организаций инвалидов Холдинга.

Кроме того, методологией закупок АО «Самрук-Қазына», которыми регулируются процедуры закупок организаций КМГ, предусмотрены особые условия в части осуществления закупок товаров, которые применяются недропользователями Холдинга, заключившими контракты на недропользование до 1 января 2015 года, до окончания срока действия таких контрактов, или до 1 января 2021 года в зависимости от того, что наступит ранее. Эти особые условия предусматривают, что недропользователи обязаны в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 78 Закона РК «О недрах и недропользовании» приобретать товары у казахстанских производителей товаров при условии их соответствия требованиям проектного документа и законодательства РК в области технического регулирования.

Процесс закупок включает в себя следующие основные этапы:

• разработка и утверждение годового (долгосрочного) плана закупок;

• выбор поставщика;

• заключение и исполнение договора о закупках.

Выбор поставщиков КМГ и его ДЗО осуществляется способом проведения открытого тендера, способом запроса ценовых предложений, а также из одного источника в соответствии с методологией закупок товаров, работ и услуг АО «Самрук-Қазына».

Все закупки проводятся посредством Информационной системы электронных закупок в соответствии с Инструкцией по проведению электронных закупок.

Важным аспектом при выборе поставщика товаров, работ, услуг является проведение процедур закупок в четком соответствии с методологией закупок Фонда без допущения нарушений, влияющих на итоги. Данный показатель включен в Карту КПД руководящих работников КМГ и его ДЗО.

Правилами закупок товаров, работ и услуг АО «Самрук-Қазына» предусмотрен порядок осуществления закупок среди квалифицированных потенциальных поставщиков, предусматривающий проведение предварительного квалифицированного отбора потенциальных поставщиков и формирование базы данных потенциальных поставщиков, прошедших предварительную квалификацию.

Следует отметить, что возможность установления требований к потенциальным поставщикам в части социальных критериев не предусмотрены методологией закупок АО «Самрук-Қазына». В этой связи установление социальных критериев КМГ при выборе поставщика может оцениваться со стороны АО «Самрук-Қазына» как ограничение конкуренции.

В то же время, положения соблюдения прав человека и социальных критериев отражены в типовых договорах на закупки товаров, работ и услуг КМГ а также в утвержденном Кодексе деловой этики.

В целом объем закупок товаров, работ и услуг у компаний-резидентов РК (независимо от гражданства их работников и наличия сертификатов о происхождении товара формы «СТ-КZ») составил (млрд тенге)

Таким образом, в 2019 году закупка товаров, работ и услуг у компаний-резидентов РК составила 2 004,7 млрд тенге, что составляет 94% от общей суммы закупок.



В то же время расчет доли местного* содержания при закупках товаров, работ и услуг производится на основе Единой методики расчета организациями местного содержания при закупках товаров, работ и услуг, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 20 апреля 2018 года № 260.

Указанные выше показатели отражают консолидированные данные по всем дочерним организациям КМГ, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) прямо или косвенно принадлежат КМГ на праве собственности или доверительного управления, и которые являются субъектами Правил закупок товаров, работ и услуг АО «Самрук-Қазына».

* Под словом «местный» подразумеваются отечественные предприятия, которые производят товар и имеют сертификат о происхождении товара формы «СТ-КZ», в котором указывается процент доли местного содержания. При расчете местного содержания в договоре на выполнение работы (оказание услуги, за исключением договора на выполнение работы (оказание услуги), приобретаемых в рамках контрактов на недропользование, учитывается доля фонда оплаты труда казахстанских кадров в общем фонде оплаты труда работников.

Общая сумма товаров, работ и услуг и доля местного содержания (млрд тенге)

В АО «Мангистаумунайгаз» состоялся День открытых дверей, на который были приглашены действующие и потенциальные поставщики товаров, работ и услуг, отечественные товаропроизводители, представители акимата Мангистауской области, региональной палаты предпринимателей «Атамекен».

В качестве мер поддержки казахстанского товаропроизводителя при закупках отдается приоритет отечественным товаропроизводителям и товаропроизводителям холдинга, при заключении договоров — программам «Поддержка новых производств» и «Экономика простых вещей».

Пример из практики
Противодействие коррупции

Оценка коррупционных рисков является основой для принятия и осуществления антикоррупционной политики компанией. Для эффективного и действенного снижения коррупционных рисков антикоррупционные процедуры должны быть адаптированы к специфическим потребностям компании, т. к. они напрямую зависят от таких отличительных характеристик, как размер, структура, география ведения деятельности.

Согласно Индексу восприятия коррупции Transparency International, Республика Казахстан набрала 34 балла из 100. По роду своей деятельности КМГ активно взаим одействует с рядом министерств и ведомств РК, а также с иностранными должностными лицами в связи с присутствием КМГ на территории других стран (Россия, Румыния, Грузия, ОАЭ, Нидерланды, Болгария и прочие), что подразумевает принятие операционного риска, включающего в себя такие виды деятельности, как предоставление спонсорства, политические взносы, получение лицензий, разрешений, других согласований, одобрений от государственных органов, а также штрафы за нарушение законодательства в области экологии и прочее.

В структуру ДЗО КМГ входят ряд совместно-контролируемых и совместных компаний с иностранными партнерами, которые ведут бизнес с учетом требований их локальных регулирующих органов, а также ДЗО, зарегистрированных и находящихся на территории других стран. В некоторых ДЗО, ведущих бизнес за пределами РК, иностранное государство совместно с КМГ владеет ДЗО или может повлиять на возможность ДЗО вести бизнес в данном регионе, а это в свою очередь влечет риск коррумпированного взаимоотношения с партнерами.

В 2019 году была проведена внешняя независимая оценка комплаенс-рисков деятельности КМГ и отдельных ДЗО в соответствии с требованиями Методологии UN Global Compact, в рамках которой были проведены интервью с более 130 работниками бизнес-подразделений КМГ для определения областей значительных нарушений, а также с бизнес-подразделениями ДЗО, включенными в периметр проекта (АО «Эмбамунайгаз», АО «КазТрансГаз», АО «КазТрансОйл», АО «Интергаз Центральная Азия», ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод», ТОО «Павлодарский нефтехимический завод»), представителями/кураторами ТОО «Казмортрансфлот», ТОО «Жамбыл Петролеум», KMG International N.V.

Согласно принципу 3 Методического руководства Министерства юстиции Великобритании по применению Закона Великобритании «О борьбе с коррупцией», внешние риски коррупции для КМГ подразделены на 5 категорий и оценены внешней компанией как высокие.

Так, по результатам оценки была сформирована Карта комплаенс-рисков (основные риски были связаны со взаимодействием Компании с представителями государственных органов, с деятельностью в области закупок, процессом выбора контрагентов при наличии конфликта интересов и кадровые риски) и разработан План мероприятий по минимизации коррупционных рисков в деятельности КМГ, в который были включены определенные меры, а именно:

• проведение регулярного обучения по противодействию коррупции и проведение такого обучения для всех работников КЦ и ДЗО, включая Совет директоров КМГ, высшее руководство, руководство среднего звена и других работников;

• внедрение основных комплаенс-процедур и политик, таких как Политика в области противодействия коррупции, Политика инициативного информирования, Политика по урегулированию конфликта интересов и Кодекс поведения;

• внедрение централизованной «Горячей линии», администрируемой внешней компанией;

• внедрение формализованного, документированного и основанного на оценке риска подхода к проведению комплексного анализа контрагентов;

• внедрение процедуры декларирования конфликта интересов работниками и должностными лицами.

В рамках исполнения Плана контрольных мероприятий по минимизации комплаенс-рисков разрабатывается программа проведения регулярного обучения по противодействию коррупции и проведение такого обучения для всех работников КЦ и ДЗО, включая Совет директоров КМГ, высшее руководство, руководство среднего звена и других работников.

Так, в 4 квартале 2019 года обучение прошли около 180 представителей руководства среднего звена по вопросам Кодекса деловой этики и урегулирования конфликта интересов.

Отметим, что в настоящее время при приеме на работу каждый работник в обязательном порядке проходит процедуру ознакомления с Кодексом деловой этики, планируется применять данную практику в отношении ознакомления с Политикой в области противодействия коррупции. Это относится и к бизнес-партнерам Компании, так все типовые договоры, заключаемые Компанией с контрагентами, содержат антикоррупционную оговорку, предусматривающую обязательства контрагентов соблюдать законодательство РК по вопросам противодействия коррупции, а также информирование заказчика о любых предполагаемых и фактических нарушениях антикоррупционного законодательства и правил закупок посредством «Горячей линии».

Одним из эффективных инструментов контроля качества соблюдения Компанией и ее работниками законодательных и этических норм в сфере противодействия коррупции, мошенничества и отмывания доходов в рамках исполнения Плана контрольных мероприятий в соответствии с Политикой инициативного информирования в КМГ является функционирование единой централизованной «Горячей линии», администрируемой независимой компанией, которая обеспечивает рассмотрение ответственными подразделениями КМГ, в том числе Службой комплаенс всех поступающих сообщений (контакты «Горячей линии» размещены на корпоративном сайте КМГ на государственном, русском и английском языках. Аналогичные сведения имеются на сайтах ДЗО.) Так, по итогам 2019 года на «Горячую линию» направлено 42 обращения (по категориям: взяточничество, коррупция или неэффективное использование средств, включая сферу закупок и снабжения, воровство или хищение, неправомерное получение подарков или иных благ работником), из которых 6 обращений были подтверждены (сфера закупок и снабжения). Приняты меры по взысканию к виновным лицам и разработаны планы корректирующих действий.

В ходе анализа рассмотрения результатов обращений, поступивших на «Горячую линию» за 2019 год, по трем случаям к наказанию привлечены виновные работники, возбуждено и завершено одно уголовное дело в отношении двух работников ТОО «KMG EP-Catering». Случаев расторжения контрактов с деловыми партнерами из-за нарушений, связанных с коррупцией не зафиксировано.

Что касается вопроса управления конфликтом интересов в Компании, то данному вопросу уделяется особое внимание, так как нарушения, связанные с конфликтом интересов, могут привести к репутационному ущербу и финансовым потерям для Группы компаний КМГ. В настоящее время разработана и утверждена Политика по урегулированию конфликта интересов у работников и должностных лиц КМГ и его ДЗО с учетом требований законодательства РК, а также лучшей мировой практики в области противодействия коррупции. Данная Политика является необходимым базовым элементом любой антикоррупционной программы вне зависимости от юрисдикции и предусматривает общие принципы регулирования конфликта интересов, механизмы урегулирования и предупреждения конфликта интересов, примеры ситуаций конфликта интересов, декларирование конфликта интересов и т. д.

Политику предполагается распространить в том числе на дочерние и зависимые организации.

Дополнительно, в рамках исполнения Плана контрольных мероприятий по минимизации комплаенс-рисков внедряется процедура декларирования конфликта интересов работников и должностными лицами и утверждены Правила по вопросам отбора и найма работников, предусматривающие процедуру проверки аффилиированности должностных лиц Группы компаний Фонда с лицами, рассматриваемыми в качестве кандидатов на работу, а также назначаемыми на руководящие должности в Группе компаний Фонда в соответствии с Законами «О противодействии коррупции», «Об акционерных обществах» и «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Освещая тему антикоррупционной политики Компании, нельзя обойти стороной вопрос обеспечения сохранности спонсорских и донорских средств. Так, согласно Политике в области противодействия коррупции КМГ напрямую не оказывает благотворительную и спонсорскую помощь государственным органам, коммерческим и некоммерческим организациям, их представителям, а также иным лицам. Благотворительная и спонсорская помощь может оказываться КМГ по согласованию со Службой комплаенс и только путем:

• перечисления денежных средств в Фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust»;

• списания устаревших активов на благотворительные цели;

• оказания помощи малообеспеченным семьям по обращениям местных исполнительных органов.

Исключением может быть соответствующее поручение АО «Самрук-Қазына», являющегося мажоритарным акционером, об оказании помощи, направленной на конкретные цели с последующим подробным отчетом о целевом расходовании средств.

В заключение хотелось бы упомянуть о Меморандуме, заключенным между АО «Самрук-Қазына» и Агентством по противодействию коррупции о сотрудничестве по вопросам создания атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции и формирования антикоррупционной культуры, что является гарантом надлежащего и эффективного исполнения всех мер по противодействию коррупции в Компании.