Вклад в экономическое развитие

Принцип 10. Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Для КМГ 2020 год был годом испытаний на прочность, которые Компания достойно ­выдержала. Значительное влияние на финансовые ­результаты КМГ в 2020 году оказали такие факторы, как снижение цен на нефть, ограничение добычи в рамках соглашения ОПЕК+ и пандемия COVID-19. Однако оперативно предпринятые меры в ответ на внешние вызовы позволили Компании достичь больших результатов, чем мы допускали. По результатам 2020 года КМГ удалось обеспечить положительный свободный денежный поток, сохранить кредитные рейтинги, не допустить нарушения финансовых ковенантов и увеличения долга.

По итогам 2020 года чистая прибыль КМГ ­составила 172 млрд тенге (416 млн долл. США).

В то же время, являясь одним из крупнейших налогоплательщиков в регионах присутствия, КМГ вносит свой вклад в бюджет страны по налогам и другим платежам. В 2020 году выплачено 548 млрд тенге (1 325 млн долл. США) налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Компания также обеспечивает занятостью более 60 тысяч человек в стране, предоставляя не только стабильную заработную плату, но и социальную поддержку работникам и их семьям. Средства, направленные Компанией на социальные отчисления и пенсионные взносы для работников, в 2020 году составили 53 млрд тенге.

Участие в программах по поддержке отечест­венных производителей и увеличение местного содержания в закупках является приоритетной задачей КМГ. По итогам 2020 года общий объем закупок товаров, работ и услуг по Группе компаний КМГ у казахстанских компаний составил 1 812,6 млрд тенге, что составляет 99% от общей суммы закупок. Доля местного содержания в ­закупках составила 82%.

Реализуя свою основную деятельность, КМГ ежегодно вносит существенный вклад в повышение социально-экономического потенциала страны и развитие регионов присутствия Компании.

Представленные ниже показатели экономической результативности Компании позволяют оценить этот вклад в экономику страны.

Планирование и исполнение Бизнес-плана и Бюджета КМГ играет важную роль в повышении стоимости Компании и укрепления ее финансовой устойчивости для всех заинтересованных сторон. Целью планирования в КМГ является обеспечение системы среднесрочного (пятилетнего) и текущего (на один год) планирования деятельности КМГ в соответствии с приоритетами и целями, определенными Стратегией развития.

Формирование и утверждение консолидированного и отдельного Плана развития и Бюджета КМГ регламентируется Правилами формирования, утверждения, корректировки и мониторинга Плана развития АО НК «КазМунайГаз». Консолидированный Бизнес-план включает в себя планы ДЗО на 5-летний период и регламентируется Правилами разработки, согласования, утверждения и мониторинга бизнес-планов и бюджетов ДЗО АО НК «КазМунайГаз». План развития и Бюджет КМГ формируются в автоматизированной системе планирования в соответствии с требованиями утвержденной корпоративной учетной политики КМГ и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Руководство КМГ ведет мониторинг исполнения Бизнес-планов на основе ежемесячных, ежеквартальных и годовых управленческих отчетов.

СОЗДАННАЯ И РАСПРЕДЕЛЕННАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ

Показатель

Ед. изм.

2018

2019

2020

Созданная прямая экономическая стоимость

Суммарные доходы

млрд тенге

7 889

7 970

5 202

Распределенная экономическая стоимость

Суммарные расходы

млрд тенге

7 199

6 812

5 030

Нераспределенная экономическая стоимость

Прибыль

млрд тенге

690

1 158

172

Суммарные доходы – итого выручка и прочие доходы в отчете о совокупном доходе.
Суммарные расходы – итого расходы и затраты в отчете о совокупном доходе.

Показатель

Ед. изм.

2018

2019

2020

Прочие налоги и платежи (без КПН)

млрд тенге

1 258

1 360

1 068

Прочие налоги и платежи (с КПН)

млрд тенге

1 444

1 522

1 156

Уплаченный подоходный налог

млрд тенге

186

162

88

Выплаты поставщикам капитала

млрд тенге

305

318

331

Данные взяты из консолидированного отчета о движении денежных средств (прямой метод) КМГ за 2020 год. Выплаты поставщикам капитала состоят из дивидендов, выплаченных акционеру, дивидендов, выплаченных неконтрольной доле участия, вознаграждения уплаченного и распределения в пользу АО «Самрук-Қазына».

Показатель

Ед. изм.

2018

2019

2020

Капитальные вложения (по методу начисления)

млрд тенге

628

505

454

КМГ не получал финансовую помощь в денежном выражении от государства за отчетный период и не осуществляет пожертвования на государственные/политические нужды.

Социальная поддержка работников

В соответствии с национальным законодательством пенсионные накопления граждан находятся в Едином накопительном пенсионном фонде. Пенсионные накопления состоят из: минимальной пенсионной ставки, гарантированной государством, из индивидуальных пенсионных накоплений (ежемесячный взнос 10 % от заработной платы) и дополнительных региональных надбавок.

Компания со своей стороны в соответствии с коллективными договорами организаций выполняет дополнительные обязательства по социальной поддержке неработающих пенсионеров, согласно которым работники при выходе на заслуженный отдых в связи с достижением пенсионного возраста, а также после выхода на пенсию получают финансовую поддержку в виде материальной помощи к национальным и государственным праздникам Республики Казахстан, к юбилеям, путевок на санаторно-курортное лечение с частичной компенсацией их стоимости и др.

Показатель

Ед. изм.

2018

2019

2020

Социальные отчисления и обязательные пенсионные взносы

млрд тенге

52

52

53

В 2020 году оказана материальная помощь ­неработающим пенсионерам Компании на общую сумму в размере более 2 млрд тенге.

В некоторых компаниях КМГ реализуется проект по предоставлению работникам предпенсион­­ного возраста возможности раннего выхода на пенсию с выплатой компенсации при расторжении трудовых отношений по соглашению сторон, а с работниками, достигшими пенсионного возраста, с выплатой компенсации при расторжении трудовых отношений.

В целом за 2020 год социальная поддержка работников и неработающих пенсионеров оказана на сумму более 21 млрд тенге.

Налоговая стратегия КМГ

Подход к налогообложению в КМГ (налоговая стратегия КМГ) установлен Налоговой учетной политикой КМГ (далее – НУП), которая разработана в соответствии с требованиями Налогового кодекса РК и на основе корпоративной налоговой учетной политики Группы компаний КМГ (далее – корпоративная НУП).

В целях унификации ведения налогового учета в компаниях Группы КМГ была разработана и внедрена корпоративная НУП. КМГ и все его дочерние компании используют корпоративную НУП при разработке и утверждении НУП компании, содержащей особенности порядка ведения налогового учета по видам операций с учетом осуществляемой компанией деятельности (как основной, так и неосновной).

Корпоративной НУП руководствуются КМГ и все его дочерние организации, кроме дочерних организаций:

  • осуществляющих операции по недропользованию в рамках соглашения о разделе продукции, в котором предусмотрен особый стабильный режим налогообложения;
  • в которых КМГ владеет менее 50 % пакетов контрольных акций (доли участия);
  • зарегистрированных за пределами РК, а также филиалов КМГ и филиалов его дочерних организаций, зарегистрированных за пределами РК.

Целью корпоративной НУП является достижение единообразия налогового учета для формирования в отчетности максимально полной, объек­тивной и достоверной информации с учетом организационных и отраслевых особенностей КМГ и его дочерних организаций.

Задачей корпоративной НУП является отражение специфики ведения налогового учета Группы компаний КМГ в случаях, когда налоговое законодательство:

  • содержит нормы, требующие или позволяющие делать выбор из нескольких вариантов либо методов, предусмотренных Налоговым кодексом РК;
  • устанавливает только общие нормы и не обеспечивает определенности и конкретики в способах ведения налогового учета, порядка определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
  • требует отражения в НУП отдельных условий и положений.

Корпоративная НУП основывается на следующих принципах Налогового кодекса РК:

  • принцип обязательности налогообложения – КМГ и его дочерние организации обязаны своевременно и правильно исчислить, удержать и уплатить налоги в полном объеме в бюджет Республики Казахстан;
  • принцип справедливости налогообложения – операции КМГ и его дочерних организаций не могут быть подвергнуты двойному налогообложению одним и тем же видом налога и платежа по одному и тому же объекту обложения в один и тот же период;
  • принцип добросовестности КМГ и его дочерних организаций – не допускается извлечение выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговой экономии и уменьшения налоговых платежей.

Положения корпоративной НУП являются коммерческой и налоговой тайной Группы компаний КМГ.

Утверждение корпоративной НУП и НУП КМГ, а также изменений и дополнений к ним относится к компетенции Правления КМГ.

Изменения и дополнения в корпоративную НУП и НУП КМГ вносятся в следующих случаях:

  • изменение норм Налогового кодекса РК, затрагивающее порядок налогового учета, установленный положениями корпоративной НУП;
  • изменения норм Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» или МСФО, затрагивающие порядок налогового учета, установленный положениями корпоративной НУП;
  • принятые КМГ/дочерней организацией решения изменяют методы и принципы ведения бухгалтерского учета Группы компаний КМГ, оказывающие влияние на порядок ведения налогового учета, определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;
  • принятые КМГ/дочерней организацией решения приводят к изменению порядка и принципов ведения раздельного налогового учета Группы компаний КМГ и иных положений, в отношении которых Налоговый кодекс РК содержит диспозитивные нормы.

В остальных случаях изменения в корпоративную НУП и НУП КМГ вносятся по мере необходимости, но не чаще 2 (двух) раз в год.

Корпоративная НУП разработана в соответствии с требованиями налогового законодательства РК во взаимосвязи с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», иными законодательными актами РК и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также внутренними ­документами, регулирующими деятельность КМГ/дочерней организации.

При наличии противоречий между положениями корпоративной НУП и нормами налогового законодательства РК либо международных договоров, ратифицированных РК, применяются нормы налогового законодательства либо соответствующего международного договора.

В своем подходе к налогообложению КМГ при налоговом планировании учитывает особенности коммерческой деятельности КМГ и социальные воздействия такого подхода, которые полностью согласуются с разработанной Стратегией развития АО НК «КазМунайГаз» до 2028 года, являющейся стратегией постепенного органического роста КМГ на 2018–2028 годы.

Так, в среднесрочном периоде КМГ будут усилены меры по сохранению и укреплению финансовой устойчивости. Данная стратегическая инициатива позволит КМГ эффективно управлять долгом и добиться оптимальной структуры капитала. В рамках реализации инициативы одной из основных задач КМГ является оптимизация налоговой нагрузки за счет реструктуризации убыточных/прибыльных активов с перераспределением их налоговых обязательств путем максимального использования налоговых убытков Корпоративного центра КМГ, выбора оптимальной модели ведения хозяйственной деятельности с учетом возможных изменений во внешней среде и в законодательстве.

Основными налоговыми рисками в Компании могут являться:

  1. Неоднозначное толкование налогового и таможенного законодательства.
  2. Некорректное составление налоговой отчетности и таможенной декларации на товары.
  3. Несвоевременное представление налоговой отчетности.
  4. Риски, связанные с трансфертным ценообразованием.
  5. Налогообложение контролируемых иностранных компаний (включение суммарной прибыли КИК в налогооблагаемый доход КМГ).
  6. Налогообложение нерезидентов (физических лиц в рамках договоров с нерезидентами).

Основными риск-факторами (причинами) в Компании могут являться:

1. Внутренние факторы:

  • слабое налоговое администрирование ДЗО КМГ;
  • несвоевременное предоставление/непредставление в Бухгалтерию документов и информации администраторами программ;
  • ошибки при составлении налоговой отчетности и таможенного декларирования товаров;
  • недостаточный уровень знаний налогового законодательства;
  • ненадлежащая налоговая экспертиза соглашений/договоров;
  • несвоевременная подготовка/недостаточное обоснование налоговых преференций/изменений в налоговом законодательстве.

2. Внешние факторы:

  • неоднозначное толкование налогового законодательства РК;
  • ретроспективное изменение налогового законодательства РК;
  • сбои IT-инфраструктуры налоговых органов;
  • неоднозначное толкование законодательства о трансфертном ценообразовании.

Основными мероприятиями предупреждающего воздействия в Компании являются:

  1. Регулярный мониторинг изменений нало­гового законодательства РК и их учет в работе.
  2. Участие работников в семинарах, форумах, самообучение в области налогового законодательства и трансфертного ценообразования.
  3. Последующий контроль за ведением нало­гового учета и составлением налоговой отчетности.
  4. Проведение сверки с налоговыми органами на регулярной основе.
  5. Представление заключений налоговой экспертизы по крупным сделкам (согласование проектов договоров).
  6. Получение разъяснений органов государственных доходов по вопросам налогового, таможенного и трансфертного законодательства.
  7. Проведение аудита налоговой отчетности (при необходимости).
  8. Ведение переписки с уполномоченными органами по разъяснению нормативно-правовых актов.
  9. Защита интересов Компании в судебном порядке.
  10. Анализ рисков отклонения цен в крупных сделках (ТЦ).
  11. Мониторинг проектов изменений, инициируемых государственными органами в законодательство о трансфертном ценообразовании.

КМГ включен в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с налоговым законодательством.

Более подробная информация о показателе GRI 207-2 (Налоговое администрирование и контроль, управление рисками) отражена в разделе «Корпоративное управление» – Эффективность процессов управления рисками

В КМГ на постоянной основе проводится работа по анализу проблемных вопросов применения налогового законодательства, возникающих в компаниях Группы КМГ, с последующей выработкой предложений по внесению изменений в законодательные акты, а также инициируются внесения изменений в законодательство РК с целью создания благоприятных условий налогообложения деятельности компаний Группы КМГ, системного совершенствования налогового законодательства, таможенного законодательства Таможенного союза и РК, законодательства РК о трансфертном ценообразовании, а также повышения операционной эффективности и увеличения стоимости КМГ в целом.

Отношения и взаимодействия с государственными органами выстраиваются в рамках норм Налогового кодекса РК, посредством деловой переписки в целях определения правильности налоговой политики, участия во встречах, обсуждениях, организуемых как государственными органами, так и акционером, отраслевыми ассоциациями.

Защита интересов Группы компаний КМГ посредством совершенствования законодательства включает:

  • выработку предложений (в т. ч. обоснований, презентаций и расчетов) по совершенствованию законодательства в части налогообложения;
  • рассмотрение и представление заключений к проектам нормативных правовых актов, разработанных соответствующими государственными органами в части исполнения налогового законодательства и законодательства о недрах и недропользовании;
  • сопровождение законодательных инициатив Группы компаний КМГ путем непосредственного участия в работе консультативно-совещательных органов, действующих при отраслевых ассоциациях (Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (АНК), KAZENERGY, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» (НПП)), в рабочих группах с участием уполномоченных государственных органов Республики Казахстан и Парламента РК.

КМГ является членом вышеуказанных отраслевых ассоциаций.

Реализация инвестиционных проектов

КМГ является национальным лидером нефтегазовой отрасли Казахстана с полной интеграцией на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости. Будучи национальным лидером нефтегазовой отрасли и вертикально интегрированной компанией, КМГ имеет стабильную платформу для своего долгосрочного устойчивого развития. Активы КМГ включают полный цикл цепочки создания добавленной стоимости углеводородов, состоящей из разведки, добычи, транспортировки, переработки и маркетинга. Деятельность ведется на территории Казахстана и Румынии.

В рамках вышеуказанных направлений КМГ реализуются свыше 50 инвестиционных проектов, направленных на прирост запасов углеводородов, создание новых, расширение и обновление действующих производств.

Реализация следующих инвестиционных проектов позволяет внести вклад в устойчивое развитие Казахстана:

I. Проекты газификации регионов РК и модернизации газораспределительных сетей

В 2020 году успешно завершена реализация следующих инвестиционных проектов:

  • Реконструкция подземного хранилища газа «Бозой» 

20 декабря 2020 года завершена реализация проекта расширения мощности хранения газа в подземном хранилище газа «Бозой». Реализация проекта направлена на повышение надежности газоснабжения южных регионов страны, сглаживание пиков потребления газа в холодное время года, выравнивание нагрузки на газотранспортную систему в целом. Проектный объем хранения газа составляет 4 млрд м3 (участок «Жаманкоянкулак» 3 млрд м3 и участок «Жаксыкоянкулак» 1 млрд м3). Суточная производительность по отбору газа в пиковый период отопительного сезона может достигать до 27 млн м3/сутки.

  • Строительство подводящего газопровода к 5 населенным пунктам Кордайского района Жамбылской области

В рамках исполнения поручения Президента Республики Казахстан Токаева К.К., данного в ходе поездки в Кордайский район Жамбылской области, АО «КазТрансГаз» завершило работы по прокладке подводящего газопровода к пяти населенным пунктам Кордайского района (Масанчи, Сортобе, Каракемер, Аухатты, Булар батыр) общей протяженностью 42 км и реконструкцию автоматической газораспределительной станции «Кордай – Шу».

В итоге реализация проекта совместно с акиматом Жамбылской области обеспечила природным газом 10 населенных пунктов с численностью населения более 62 тыс. человек: 7 177 жилых домов, 29 объектов социальной сферы, 243 объекта малого и среднего предпринимательства. Есть перспектива газификации еще 7 населенных пунктов. Работы выполнены с июня по октябрь 2020 года.

В 2021 году планируется продолжение работ в рамках инвестиционного проекта «Строительство магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» с пропускной способностью до 15 млрд м3/год. Транспортируемый по данному газопроводу газ поставляется как для населения регионов РК, так и для экспорта в КНР.

В феврале 2019 года на участке МГ «Бозой – Шымкент» были введены в эксплуатацию компрессорные станции «Арал», «Коркыт-Ата» и «Туркестан».

29 апреля 2020 года на участке МГ «Бейнеу – Бозой» введена в эксплуатацию последняя четвертая компрессорная станция «1А», с запуском которой пропускная способность магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» доведена до уровня 15 млрд м3 в год.

В 2022 году планируется завершение мероприятий по расширению ГИС «Бейнеу» и КС «Бозой».

Также в конце 2019 года по поручению Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы от 5 марта 2018 года АО «АстанаГаз КМГ», 50 % акций которого находятся в доверительном управлении у КМГ, ввело в эксплуатацию магистральный газопровод по маршруту Караозек (Кызылординская область) – Жезказган – Караганда – Темиртау – Нур-Султан.

Также планируется завершение в 2021 году работ по следующим инвестиционным проектам:

  • Газификация г. Алматы, реконструкция газораспределительных сетей г. Алматы

Проект способствует улучшению экологической обстановки в г. Алматы, позволит подключить к газоснабжению 4 100 новых абонентов со среднегодовым потреблением 15,8 млн м3 газа. На начало 2021 г. подключено 1 846 домов, остальные 2 254 дома также имеют доступ к газу и будут подключаться по мере возможности.

На 01.01.2021 года построено 265 км новых газопроводов и реконструировано 58 км существующих газопроводов, установлены 30 шкафных газорегуляторных пункта, 1 газорегуляторный блочный пункт. До конца 2021 года планируется реконструировать 40 км газопроводов, 4 шкафных газорегуляторных пункта.

  • Строительство газораспределительных ­сетей 1 и 2 пусковых комплексов 2-й очереди в г. Нур-Султан

В рамках 1-го пускового комплекса обеспечивается подача газа от АГРС-2 на головной газораспределительный пункт (ГГРП) «Восток» и ГГРП «Юго-Восток», в рамках 2-го пускового комплекса обеспечивается подача газа от ГГРП «Восток» в жилые районы Интернациональный, Мичурино, Куйгенжар и на котельные.

Планируются к строительству предварительно 83,7 км газопроводов, установка 5 газораспределительных блочных пунктов и 5 газораспределительных шкафных пунктов. Все работы предполагается завершить до конца 2021 года.

II. Проекты транспортировки нефти

Проект «Первый этап реверса участка нефтепровода «Кенкияк – Атырау» производительностью до 6 млн тонн в год» нацелен на обеспечение транспортировки западноказахстанской нефти в объеме до 6 млн тонн в год на ПНХЗ, ПКОП и увеличения экспорта нефти в КНР. В рамках проекта в 2020 году введен в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс, осуществлено механическое завершение объектов НПС «Аман». В полном объеме завершено производство печей подогрева и завершены работы по шефмонтажу оборудования печей подогрева.

III. Проекты переработки нефти и газа

  • Подтверждая приверженность лучшим практикам вопросов управления охраной труда, окружающей среды и безопасностью (HSE), в 2020 году ТОО «АНПЗ» продолжило работы по проектированию и строительству новых очистных сооружений для завода в рамках проекта Tazalyq. Цель проекта Tazalyq – модернизация очистных сооружений сточных вод и реконструкция полей испарения «Тухлая балка», расположенных на левобережье города Атырау, во исполнение экологических требований органов государственного управления.

Экологическим эффектом от реализации новых механических очистных сооружений является ликвидация 8 тыс. м2 открытых площадей испарения нефтепродуктов и возврат в собственное производство 15 % очищенных стоков. Экологический эффект рекультивации полей испарения – исключение негативного воздействия на атмосферу, грунтовые воды, местную флору и фауну.

Модернизация очистных сооружений ведется в 2 этапа:

  1. «Реконструкция установки механических очистных сооружений на Атырауском НПЗ» – 2019–2022 гг.;
  2. «Реконструкция канала нормативно-очищенных стоков и рекультивация полей испарения» – 2019–2023 гг.
  • Строительство нового газоперерабатывающего завода в г. Жанаозен.

Учитывая максимальную степень износа основного технологического оборудования, технических устройств и инженерных сетей действующего газоперерабатывающего завода в г. Жанаозен, существенные риски, связанные с обеспечением безопасных условий труда, соблюдения требований охраны окружающей среды, техногенной угрозы с экологическими последствиями, риски по утилизации газа у недропользователей, риск невозможности обеспечения продуктами переработки газа населения Мангистауской области, КМГ планирует строительство нового завода с учетом следующих мероприятий:

  1. в 2018 году завершены технико-экономические исследования по проекту;
  2. в 2021 году планируется проведение ТЭО и pre-feed, а также начало работ по разработке ПСД по проекту;
  3. завершение строительства завода запланировано на конец 2023 года.

IV. Проекты водоснабжения

  • КМГ оказывает содействие CITIC ENVIROTECH LTD в реализации проекта по строительству завода по опреснению пластовой воды на месторождении Каражанбас, а также подведение инженерных сетей к заводу по опреснению воды. По утвержденным параметрам проекта ожидалось завершение работ по подведению инженерных сетей к заводу по опреснению воды до 31.12.2020 г., однако в связи с несвоевременной поставкой технологического оборудования и материалов из КНР, вызванной пандемией COVID-19, в графике работ по основным сооружениям произошли сдвиги. В результате общие сроки завершения строительства завода (ОЗПВ) были перенесены до 31.03.21 г.
  • Также КМГ реализовывает проект по увеличению пропускной способности магистрального водовода «Астрахань – Мангышлак» и обновлению изношенного оборудования для удовлетворения существующего дефицита и перспективного роста объема водопотребления Атырауской и Мангистауской областей Республики Казахстан. В рамках 1-й очереди проекта планируется увеличение мощности подачи воды в объеме с 30 100 тыс. м3/год до 68 388 тыс. м3/год к концу 2024 года. В настоящее время планируется разработка ПСД по реализации 1-й очереди проекта.
  • КМГ реализует проект по строительству завода по опреснению морской воды с магистральным трубопроводом в районе зоны отдыха Кендерли мощностью 50 тыс. м3 в сутки, согласно протокольному поручению Премьер-министра РК Мамина А.У. № 11-3/07-781 от 18.09.2019 г. об ускорении реализации проекта строительства. Получено положительное заключение от РГП «Госэкспертиза» № 01–0197/21 от 8 апреля 2021 г. на ТЭО опреснительного завода мощностью 50 тыс. м3/сутки с водоводом «Кендерли – Жанаозен», разработанное проектировщиком – филиалом ТОО «КМГ Инжиниринг» – ТОО «КазНИПИмунайгаз».
Пример из практики

Магистральный газопровод «Сарыарка» (далее – МГ «Сарыарка») соединил Центральный Казахстан и столицу нашего государства с единой газотранспортной сетью страны. Это самый крупный инфраструктурный проект за годы независимости, который был построен в рекордные сроки.

Ввод его в эксплуатацию позволит транспортировать газ  в объеме до 2,2 млрд м3 в год для обеспечения стабильных поставок отечественного природного газа населению г. Нур- Султана, Караганды, Темиртау, Жезказгана и вдоль трассы магистрального газопровода. Согласно прогнозу, ожидается подключение к газу около 2,7 млн человек из 171 населенного пункта. В настоящее время ведутся работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов внутренней газификации регионов.

Продолжается рост потребления газа на внутреннем рынке страны. Это мировая тенденция, поскольку природный газ наиболее выгодное и экологически чистое топливо, его использование существенно снижает вредные выбросы в атмосферу. Благодаря построенной газовой магистрали «Сарыарка», полным ходом идет подключение к газу жителей Караганды и Нур-Султана. В дальнейшем, 2-й и 3-й этап строительства газопровода «Сарыарка», позволит газифицировать северные регионы страны. Активная работа по газификации ведется и на юге, практически полностью в этом году газифицирован город Туркестан.

Практики закупок

Одним из принципов закупок является предоставление всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе закупок.

Процедуры закупок КМГ в 2020 году регулировались Порядком осуществления закупок и Стандартом по управлению закупочной деятельность АО «Самрук-Қазына», которые размещены на портале закупок ТОО «Самрук-Қазына Контракт»:https://www.skc.kz/ru/regulations/.

При этом действующая система закупок товаров предусматривает проведение открытого тендера либо закупок способом запроса ценовых предложений, в том числе только среди товаропроизводителей закупаемого товара, состоящих в Реестре товаропроизводителей Холдинга, а также только среди организаций инвалидов, производящих закупаемый товар, состоящих в Реестре организаций инвалидов Холдинга.

Кроме того, методологией закупок АО «Самрук-Қазына», которыми регулируются процедуры закупок организаций КМГ, предусмотрены особые условия в части осуществления закупок товаров, которые применяются недропользователями Холдинга, заключившими контракты на недропользование до 1 января 2015 года, до окончания срока действия таких контрактов или до 1 января 2021 года, в зависимости от того, что наступит ранее. Эти особые условия предусматривают, что недропользователи обязаны в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 78 Закона РК «О недрах и недропользовании» приобретать товары у казахстанских производителей товаров при условии их соответствия требованиям проектного документа и законодательства РК в области технического регулирования.

Процесс закупок включает в себя следующие основные этапы:

  • разработка и утверждение годового (долгосрочного) плана закупок;
  • выбор поставщика;
  • заключение и исполнение договора о закупках;
  • управление запасами.

Выбор поставщиков КМГ и его ДЗО осуществляется способом проведения открытого тендера, способом запроса ценовых предложений, способом тендера путем проведения конкурентных переговоров, в рамках внутрихолдинговой кооперации, а также из одного источника в соответствии с методологией закупок товаров, работ и услуг АО «Самрук-Қазына».

Все закупки проводятся посредством Информационной системы электронных закупок.

Важным аспектом при выборе поставщика товаров, работ, услуг является проведение процедур закупок в четком соответствии с методологией закупок АО «Самрук-Қазына» без допущения нарушений, влияющих на итоги. Данный показатель включен в Карту КПД руководящих работников КМГ и его ДЗО.

Стандартом по управлению закупочной деятельностью АО «Самрук-Қазына» предусмотрен порядок осуществления закупок среди квалифицированных потенциальных поставщиков, предусматривающий проведение предварительного квалифицированного отбора потенциальных поставщиков и формирование базы данных потенциальных поставщиков, прошедших предварительную квалификацию.

Следует отметить, что возможность установления требований к потенциальным поставщикам в части социальных критериев не предусмотрены методологией закупок АО «Самрук-Қазына». В этой связи установление социальных критериев КМГ при выборе поставщика может оцениваться со стороны АО «Самрук-Қазына» как ограничение конкуренции.

В то же время положения соблюдения прав человека и социальных критериев отражены в типовых договорах на закупки товаров, работ и услуг КМГ, а также в утвержденном Кодексе деловой этики.

В целом объем закупок товаров, работ и услуг у компаний-резидентов РК (независимо от гражданства их работников и наличия сертификатов о происхождении товара формы СТ-КZ) составил (млрд тенге)

Год

Итого

Товары

Работы и услуги

2018

2 280,8

739,8

1 541,0

2019

2 004,7

462,1

1 542,6

2020

1 812,6

469,5

1 343,1

Таким образом, в 2020 году закупка товаров, работ и услуг у компаний – резидентов РК составила 1 812,6 млрд тенге, или 99 % от общей суммы закупок.

В то же время расчет доли местного содержания при закупках товаров, работ и услуг производится на основе Единой методики расчета организациями местного содержания при закупках товаров, работ и услуг, утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 20 апреля 2018 года № 260.

Под словом «местный» подразумеваются отечественные предприятия, которые производят товар и имеют сертификат о происхождении товара формы СТ-КZ, в котором указывается процент доли местного содержания. При расчете местного содержания в договоре на выполнение работы (оказание услуги), за исключением договора на выполнение работы (оказание услуги), приобретаемых в рамках контрактов на недропользование, учитывается доля фонда оплаты труда казахстанских кадров в общем фонде оплаты труда работников.

Общая сумма товаров, работ и услуг и доля местного содержания (млрд тенге)

Год

Итого

Доля МС, %

Товары

Работы и услуги

Сумма

Доля МС, %

Сумма

Доля МС, %

2018

2 428

79

824

77

1 604

80

2019

2 132

81

473*

63*

1 659

83

2020

1 826

82

472*

71*

1 354

86

Указанные выше показатели отражают консолидированные данные по всем дочерним организациям КМГ, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) прямо или косвенно принадлежат КМГ на праве собственности или доверительного управления, и которые являются субъектами Стандарта по управлению закупочной деятельностью АО «Самрук-Қазына».

Вопросы поддержки отечественных производителей таких простых вещей как продукция мебельной, пищевой, легкой и строительной промышленностей (товары «Экономики простых вещей») находятся на особом контроле у Правительства РК и руководства АО «Самрук-Қазына». На 2020 год АО «Самрук-Қазына» был установлен целевой индикатор для КМГ по достижению доли закупок товаров «Экономики простых вещей» у отечественных товаропроизводителей на уровне не менее 90 %. По итогам проведенной работы наш показатель составил 92 %. Целевой индикатор, установленный для КМГ на 2020 год, перевыполнен на 2 %.

Следует также отметить успешно проводимую КМГ работу по импортозамещению в рамках реализации Программы содействия созданию новых производств АО «Самрук-Қазына». Основной целью данной Программы является поддержка инициатив субъектов частного бизнеса, желающих освоить новый вид продукции либо модернизировать действующее производство в целях удовлетворения спроса компаний АО «Самрук-Қазына» посредством заключения офтейк-договоров. Механизм офтейк-договоров предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено в результате реализации проекта.

Так, в 2020 году дочерними организациями КМГ было заключено 40 офтейк-договоров и 2 меморандума с отечественными производителями, реализующими импортозамещающие проекты в рамках вышеуказанной Программы, на общую сумму 13,6 млрд тенге.

Категорийное управление закупками служит действенным инструментом для повышения качества закупаемых ТРУ и максимизации выгод от проводимых закупок.

С 2019 года проект «Внедрение категорийного управления закупками», показав свою эффективность для направлений бизнеса Компании, переведен в операционную деятельность АО НК «КазМунайГаз».

Управлением по категорийным закупкам АО НК «КазМунайГаз» (далее – Управление), за период 2017–2020 годов разработаны, утверждены и реализуются 23 закупочных категорийных стратегии (далее – ЗКС). Также Управление участвует в разработке и реализации 12 ЗКС, разрабатываемых ТОО «Самрук-Қазына Контракт», являющимся Центром компетенции по категорийному управлению закупками АО «Самрук-Қазына».

В рамках реализации разработанных ЗКС в Группе компаний АО НК «КазМунайГаз» за период 2017–2020 годов проведены закупки на сумму 92,7 млрд тенге, что позволило достичь выгод за указанный период в сумме 12,61 млрд тенге.

Социальная оценка поставщиков

За отчетный период в целях обеспечения соблюдения установленных гарантий в области трудовых отношений для работников подрядных организаций решением Правления КМГ от 2 июня 2020 года был утвержден Типовой регламент по деятельности при взаимодействии ДЗО с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на объектах КМГ, и в настоящее время ведется работа по внедрению его в ДЗО КМГ.

Регламент обязателен для исполнения ДЗО при заключении и мониторинге исполнения договоров с подрядными организациями, имеющими собственный персонал, и будет являться составной частью договоров ДЗО с подрядными организациями.

Основной целью указанного Регламента является обеспечение социально-трудовых прав работников подрядных организаций.

Противодействие коррупции

АО НК «КазМунайГаз» (далее – Компания) строит свой бизнес на принципах законности, добросовестности и этичности. Компания строго соблюдает права человека, предпринимает все возможные действия для предотвращения коррупции, заботится о безупречной репутации и стремится к внедрению высоких международных стандартов в области этики.

В 2019 году в структуре Компании была создана Служба комплаенс (далее – Служба), что стало одной из прогрессивных инициатив, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности в компании. В зону ответственности Службы вошло исключение всех имеющихся рисков, связанных с возможностью совершения работниками коррупционных правонарушений в рамках трудовой деятельности. Оставаясь самостоятельным направлением деятельности Компании, Служба интегрирована со всеми бизнес-подразделениями Компании.

Следуя лучшей мировой практике корпоративного управления, Компания на постоянной основе стремится улучшать существующие корпоративные стандарты. Так, в рамках соблюдения Компанией и ее работниками законодательных и этических норм в сфере противодействия коррупции утверждены основные антикоррупционные нормативные документы: Политика в области противодействии коррупции АО НК «КазМунайГаз» и его ДЗО, Политика конфиденциального информирования АО НК «КазМунайГаз», Политика по урегулированию конфликта интересов у работников и должностных лиц АО НК «КазМунайГаз» и его ДЗО, а также Кодекс деловой этики в новой редакции (актуализированы корпоративные ценности КМГ, добавлены лимиты на подарки, обновлены каналы связи по вопросам комплаенс, формат Кодекса приведен в соответствие с Кодексом АО «Самрук-Қазына» и рекомендациями международных аудиторских компаний, специализирующихся на вопросах комплаенс).

В 2020 году аналогичные комплаенс-политики разработаны и утверждены в 35 ДЗО Компании.

Относительно проводимой работы с ДЗО, ­Компания стремится ускорить процессы интеграции предприятий в корпоративную культуру, внедряя функции на местах и формируя комплаенс-программы с учетом специфики предприятия. Так, проведены оценки комплаенс-рисков в 8 предприятиях (Эмбамунайгаз, Павлодарский нефтехимический завод, Атырауский нефтеперерабатывающий завод, КазТрансОйл, КазТрансГаз, Интергаз Центральная Азия, Казмортрансфлот (интервью) и Жамбыл Петролеум (интервью). В 4 ДЗО созданы комплаенс-службы/введены в структуру комплаенс-офицеры: Павлодарский нефтехимический завод, Атырауский нефтеперерабатывающий завод, КазТрансОйл и KLPE.

Дистанционное взаимодействие, вызванное пандемией, способствовало разработке Службой эффективных подходов применения организационно-системных мер по профилактике коррупции среди работников Группы компании КМГ. Так, обучение всех работников Корпоративного центра Компании по вопросам этики было проведено в электронном формате. Особое внимание было направлено на усиление корпоративной коммуникации путем осуществления информационной рассылки, включающей напоминание работникам об антикоррупционных требованиях компании, об изменениях в регуляторной среде (поправки в ЗРК «О противодействии коррупции») и функционировании горячей линии, что способствовало росту вовлеченности работников и иных лиц к использованию возможностей горячей линии, администрируемой Центром социального взаимодействия и коммуникаций АО «Самрук-Қазына», являющейся одним из эффективных инструментов контроля качества соблюдения Компанией и ее работниками законодательных и этических норм в сфере комплаенс. Дополнительно Службой были проведены разъяснительные работы с руководящим составом и работниками Компании о способах предотвращения и разрешения конфликта интересов в рамках должностных полномочий.

В целях создания эффективной системы управления конфликтами интересов, а также определения требований к поведению работников, соблюдение которых позволяет минимизировать риски принятия решений под влиянием личных интересов и связей в Компании, проводится ряд мероприятий. Так, в 2020 году в Компании утверждена Политика по урегулированию конфликта интересов, в рамках которой регламентирована процедура рассмотрения конфликта интересов и выработка методов по их урегулированию. Соблюдение Политики является обязанностью каждого работника Компании, независимо от его должностного положения.

При приеме на работу все работники проходят процедуру ознакомления с Политикой, заполняют и подписывают первоначальную декларацию по конфликту интересов. Аналогичная процедура предусмотрена и при переводе работника на другую должность.

В 2020 году была внедрена процедура декларирования конфликтов интересов, по результатам которой были приняты декларации 434 работников. Также в течение 2020 года проведена проверка и дана оценка по 48 ситуациям на предмет наличия конфликта интересов, урегулировано 6 потенциальных конфликтов интересов, в 42 ситуациях конфликт интересов отсутствовал.

В соответствии с нормами Политики в области противодействия коррупции Компания напрямую не оказывает благотворительную и спонсорскую помощь государственным органам, коммерческим и некоммерческим организациям, их представителям, а также иным лицам. Исключением может быть соответствующее поручение АО «Самрук-Қазына», являющегося мажоритарным акционером, об оказании помощи, направленной на конкретные цели с последующим подробным отчетом о целевом расходовании средств.

Приверженность высоким этическим нормам является основой надлежащего корпоративного управления и гарантом в отстаивании и обеспечении приоритета интересов Компании. Компания проводит активную работу в вопросах освещения персональной ответственности руководителей за коррупционные правонарушения, в том числе и своих подчиненных. Учитывая ситуацию, вызванную пандемией COVID-19, большая часть работников была переведена на удаленный формат работы, что способствовало усилению роли корпоративной коммуникации путем осуществления периодической информационной рассылки, включающей напоминание работникам об антикоррупционных требованиях Компании, об изменениях в регуляторной среде и функционировании горячей линии, что позволило достигнуть 100 % ознакомительного охвата работников и способствовало росту вовлеченности работников и иных лиц к использованию возможностей горячей линии. Дополнительно в рамках ежегодного обучения был проведен обучающий онлайн-курс по вопросам этики для всех работников Корпоративного центра.

По результатам проведенной оценки комплаенс-рисков и анализа внутренних документов в области комплаенс на предмет соответствия нормам и требованиям антикоррупционного законодательства и руководств, включая Закон РК «О противодействии коррупции», Закон ­Великобритании о взяточничестве, Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц, в 2020 году утвержден Кодекс деловой этики в новой редакции. Так, в целях минимизации правовых и репутационных рисков, способных возникнуть вследствие нарушения профессиональных и этических стандартов, а также укоренения культуры нетерпимости к коррупции среди работников Компании было проведено онлайн-обучение всех работников по нормам Кодекса.

Компания осуществляет свою деятельность в рамках заключенного между АО «Самрук-Қазына» и Агентством по противодействию коррупции Меморандума о сотрудничестве по вопросам создания атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции и формирования антикоррупционной культуры. Также Компания принимает участие в диалоге с государственными органами власти по актуальным вопросам антикоррупционного комплаенса. Компания опирается на общепринятые и находящиеся в пределах правового поля методы взаимодействия с органами государственной власти. В 2020 году КМГ участвовал в разработке предложений для Плана мероприятий на 2021–2025 гг. по реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2021–2025 гг.

В 2019 году проведена внешняя независимая оценка комплаенс-рисков деятельности Компании и крупных ДЗО в соответствии с требованиями Методологии UN Global Compact, в рамках которой были проведены интервью с более 130 работниками бизнес-подразделений КМГ, а также бизнес-подразделений ДЗО для определения областей значительных нарушений. Оценка комплаенс-рисков Компании и крупных ДЗО отразила наличие рисковых зон в области закупочной деятельности, кадровых вопросов, а также вопросов, связанных с мониторингом деловых связей на наличие конфликта интересов.

Ознакомление с нормами по противодействию коррупции для руководящего состава с освещением положений законодательства РК проведено в рамках онлайн-обучения по вопросам этики в ноябре 2020 года, а также посредством осуществления корпоративной рассылки об изменениях в антикоррупционном законодательстве, по вопросам всеобщего налогового декларирования, конфликта интересов, работы горячей линии на периодической основе.

В настоящее время при приеме на работу все работники проходят процедуру ознакомления с Политикой по урегулированию конфликта интересов и Кодексом деловой этики, а также заполняют и подписывают первоначальную декларацию по конфликту интересов, которая в дальнейшем прикрепляется к личному делу каждого работника. Аналогичная процедура предусмотрена и при переводе работника на другую должность. Дополнительно, была внедрена практика в отношении ознакомления с Политикой в области противодействия коррупции, в 2020 году со всех работников Компании были собраны обязательства по соблюдению норм Политики в области противодействия коррупции. Аналогичная процедура внедряется во всех ДЗО Компании.

Все типовые договоры, заключаемые Компанией с контрагентами, содержат антикоррупционную оговорку, предусматривающую обязательства контрагентов соблюдать законодательство ­Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции, а также информировать заказчика о любых предполагаемых и фактических нарушениях антикоррупционного законодательства и правил закупок посредством горячей линии.

В 2020 году онлайн-обучение было проведено для всех работников Корпоративного центра в рамках утверждения Кодекса корпоративной этики КМГ в новой редакции.

Обучение противодействию коррупции для представителей государственных органов не проводится.

За 2020 год на горячую линию поступило 118 обращений. В Компании наблюдается прирост количества поступивших обращений по сравнению с 2019 годом по причине достижения 100 % ознакомительного охвата за счет корпоративной рассылки о функционировании горячей линии, а также размещения контактов линии на сайте Компании среди работников, контрагентов и иных лиц. Так, из 118 обращений 41 обращение нашло подтверждение. Основная часть обращений касалась кадровых вопросов, условий труда, связанных с неблагоприятными экономическими последствиями пандемии COVID-19. Результаты работы горячей линии, в том числе, статистику по полученным (обработанным) сообщениям и выявленным в итоге нарушениям, регулярно рассматривают Совет директоров и Комитет по аудиту.

В ходе анализа результатов рассмотрения обращений, поступивших на горячую линию за 2020 год, 2 работника привлечены к дисциплинарной ответственности.

За отчетный период не были зафиксированы случаи невозобновления или расторжения контрактов с деловыми партнерами из-за нарушений, связанных с коррупцией.

Сведения о судебных делах, касающихся коррупции и возбужденных против организации или ее работников в течение отчетного периода также не зафиксированы.

Антиконкурентное поведение

За отчетный период 7 организаций из Группы компаний КМГ были вовлечены в 31 судебных дел в связи с антиконкурентным поведением, нарушениями антитрастового и антимонопольного законодательства. Из них 9 дел были разрешены в пользу ДЗО и КМГ, 15 судебных дел были удовлетворены не в пользу ДЗО, 7 судебных дел находятся на рассмотрении.

Социально-экономическое соответствие

Несоответствие с законодательными и нормативными актами в сфере социального и экономического регулирования

10 ДЗО КМГ были вовлечены в судебные дела, связанные с социальным регулированием. Всего за отчетный период КМГ и ДЗО были вовлечены в 28 судебных дел. 19 из них были разрешены в пользу ДЗО и КМГ, 6 судебных дел были удовлетворены не в пользу ДЗО.

За отчетный период ДЗО вовлечены в 2 судебных дела в сфере несоответствия с законодательными и нормативными актами в сфере экономического регулирования. 1 судебное дело с общей суммой в размере 3 955,3 млн тенге связано с налоговым вопросом. 1 судебное дело на сумму в размере 0,83 млн тенге связано с предоставляемыми данными по отгрузкам.